14 марта 2012 г.                         Сообщение на Круглом столе по теме
                                "А.Алябьев и духовная музыка его времени в России"

 

                                                                                                        А.Б.Ковалев

Авторское духовно-музыкальное произведение: проблемы жанровой специфики.

          Заявленная мною тема представляет собой актуальность, в связи с необходимостью определить некоторые ориентиры в подходе к изучению русской церковно-певческой культуры, какой она представляется в начале второго десятилетия XXI века исследователям, концертным исполнителям, регентам и певчим. Сегодня нашему взгляду открывается целый спектр различных направлений, тенденций церковно-певческой культуры в их взаимосвязи или обособленности друг от друга.  Назовем некоторые из них: это использование знаменного роспева как системы; обиходное и репертуарно-концертное направления многоголосного пения; создание новых произведений богослужебного и внехрамового направлений, как в традиционных жанрах-формах, так и в плане свободной композиции. Нетрудно заметить, что в довольно широкой жанровой панораме церковно-певческой культуры немалое место отводится  авторскому духовно-музыкальному произведению на богослужебный текст. Попробуем определить, что именно подразумевает названное понятие, каковы его жанровые и стилевые особенности.                   

         В течение семи веков, до середины XVII века древнерусская церковно-певческая культура не знала авторской музыки, развитие церковно-певческой культуры осуществлялось в рамках установившихся в византийском искусстве канонических принципов богослужебного пения: акапельности, монодийности, упорядоченности мелодической структуры.

       Во второй половине XVII века, по словам  Н. Герасимовой‑Персидской, была «открыта возможность свободного отношения к музыке, музыкальному произведению, путь к многообразным формам жизни искусства в обществе». Тогда богослужебное пение пошло по иному руслу своего развития, ассимилируясь с западноевропейской многоголосной традицией, тогда же возник феномен музыкального произведения с образованием системы функционирования искусства, осуществляемого по типу композитор-исполнитель-слушатель.  Так появилось авторское духовно-музыкальное сочинение, развитие которого в течение трех столетий осуществлялось разными путями: то параллельно богослужебно-певческой традиции, то сближаясь с ней, то постепенно отдаляясь от нее в сторону  внехрамовой профессиональной музыкальной культуры.

       Как известно, для музыки как искусства характерна мобильность и интенсивность развития, постоянное обновление смыслового содержания, выразительных приемов, композиционного языка. Не случайно, хоть и с некоторыми оговорками, в авторском духовно-музыкальном произведении разных исторических эпох, можно найти немало  признаков, характерных для тех или иных художественных стилей и направлений в музыкальном искусстве: барокко, классицизма, романтического искусства XIX века с его апогеем эмоциональности, культом чувства, раскрытием глубины человеческих переживаний.  В каждом из названных исторических периодов, а также в настоящее время, можно найти  композиторов, создавших яркие образцы духовно-музыкальных произведений, исполняемых и сегодня, как на клиросе за богослужением, так и во внехрамовой обстановке: филармонического зала  или аудитории типа Зала Церковных Соборов.

       В чем же нам видятся жанровые особенности авторских сочинений?  Осмысляя исторический ход   развития этого художественного феномена, можно отметить, что его жанровые особенности самым тесным образом связаны с взаимодействием двух, казалось бы, несовместимых образных сфер: одна из них представляет собой все, что относится к православному богослужению, то есть, к сфере сакрального, надмирного, вневременного. Другая – представляет мир  индивидуального творческого мышления композитора, глубины его сокровенных чувств, переживаний. Соотношение этих двух образных сфер в духовно-музыкальном сочинении во многом определяет его жанровую специфику, связанную с практическим предназначением духовного произведения – для исполнения за богослужением или во внехрамовой обстановке. 

       Содержательный аспект православного богослужения, связан, прежде всего, с его одной из основных задач – духовным единением всех предстоящих в соборной молитве, возносимой Господу Богу. Поэтому пение на богослужении находится в неразрывной слитности с происходящим священнодействием и чтением, что представляет собой каноническую основу, в рамках которой возможно проявление творческой индивидуальности композитора.  И если отбор выразительных средств осуществляется им с опорой на содержание и характер богослужения, то  авторское сочинение получает вектор направленности к исполнению за богослужением.

       Однако область индивидуального творческого мышления композитора, обращающегося к богослужебному тексту, в той или иной степени связана с субъективными представлениями автора о содержании и характере богослужения, и поэтому, духовно-музыкальное произведение как акт художественного творчества несет в себе относительную самостоятельность и самоценность.  И от степени их проявления в духовно-музыкальном произведении зависит и вектор его направленности к богослужебному или концертному предназначению.  

       Чтобы наглядно представить себе стилистическое различие авторских сочинений, тяготеющих к тому или иному «полюсу» (богослужебному и внехрамовому) дадим их сравнительную характеристику по следующим разноуровневым критериям: интонационная основа; характер взаимодействия богослужебного текста и музыки; особенности хорового письма; особенности хоровой фактуры; особенности эмоциональной выразительности.  

Произведения, тяготеющие

к  «богослужебному полюсу»

Произведения, тяготеющие

к  «внехрамовому полюсу»

 

 1. Интонационная основа

     Интонационную основу составляют традиционные         роспевы и обиходные напевы.   Могут быть также использованы  отдельные мелодические контуры                 напевов, а также интонации     народной песенности, и в более редких случаях интонации внехрамового происхождения.                                           

  

В интонационной сфере могут отсутствовать традиционные роспевы и напевы, музыкальная ткань может содержать интонации     внехрамового   происхождения (романс, оперная ария, массовая песня и др.).

 

 

2.  Характер взаимодействия     богослужебного текста и музыки

Богослужебный текст является               первоосновой авторского сочинения   и подчиняет себе все средства                     музыкальной выразительности.

 

Музыкальная композиция может входить в некоторое противоречие    с богослужебным текстом (яркий пример – Символ веры из Литургии св. Иоанна Златоуста Н.Сидельникова).

3. Особенности хорового письма     Относительно небольшой общий  диапазон       хора и отдельных партий, отсутствие    крайней тесситуры.

 

Нередкое использование широкого общего диапазона хора и отдельных партий, крайней тесситуры,  использование специфического тембра в подражание инструментальному звучанию (пение с закрытым ртом).

4. Особенности хоровой фактуры              

Преимущественное употребление     «постоянного многоголосия» с                              одновременным произнесением              текста во всех партиях, использование монодии (унисон, октавные дублировки, псалмодирование на фоне статичного или развитого многоголосия).                                         

 

  Разнообразие хоровой фактуры: монодия, «постоянное» и «переменное» многоголосие, различные виды полифонии. В сочинениях XX века наблюдается «симфонизация» хоровой фактуры.

                                                                              

                                                              

5. Особенности эмоциональной    выразительности

Строгость и сдержанность  в выражении
музыкальных эмоций, в соответствии с надмирным характером богослужения.

Широта эмоционально-ассоциативных восприятий слушателем сакрального смысла богослужения, что нередко отмечалось различными исследователями. Примеры: драматическая напряженность, на грани исступ­ленности в «Святый Боже» из Литургии св. Иоанна Златоуста ор. 41 П. Чайковского; полное мистической загадки нисхожде­ние небесных сил бесплотных, словно по невидимой лестнице с высоты Божьего престола на землю в Херувимской песне из того же цикла;  мелодический разлив, напо­минающий струю родника  в Херувимской песне из литургийного цикла С. Рахманинова; монолит аккордового фундамента, словно воспроизводящего торжественный колокольный пе­резвон перед началом богослужения в Великой ектении из Литургии Н. Сидельникова; «тревожные сигнальные рожки», «рыскающие по окрестностям Вифлеема воины», «избиение младенцев»,  в ирмосах «Волною морскою» Гречанинова;  картина пушкинского осеннего пейзажа, навеянная мелодико-гармоническим колоритом «Благослови душе моя Господа»  из Литургии В.Успенского.

          Итак, заметим, что в произведениях, тяготеющих к «богослужебному полюсу» преобладает канонический элемент: связь с традиционными роспевами, монодией, использование фактуры, способствующей наиболее чёткому донесению богослужебного текста, эмоциональная сдержанность при минимальном использовании динамических,  агогических приемов, нюансировки.

        В произведениях, тяготеющих к «внехрамовому полюсу» преобладает эвристический элемент с акцентом на раскрытие душевного мира композитора, в большей или меньшей степени соотносясь с содержанием богослужебного текста и сущностью самого богослужения.

        Подводя некоторый итог сказанному, отметим, что предпринятая попытка определения жанровых особенностей авторского духовно-музыкального произведения, конечно же, не исчерпывает всех возможных нюансов в раскрытии сущности этого художественного феномена. Однако, думается, многое проясняет в вопросах исследования практического использования духовно-музыкальных сочинений в клиросной и концертной практике.

  

 


   

ПРОЛОГ | НАЧАЛО | РОЖДЕНИЕ КЛУБА | CREDO | ЧТО СДЕЛАНО | ЧТО БУДЕТ |
НАШИ БАСЫ
| О КЛУБЕ | ИНФО | КОНТАКТ | ПИШИТЕ |
РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ