14 марта 2012 г.
Сообщение на Круглом столе по теме
"А.Алябьев и духовная музыка его времени в России" | ||||||||||||
А.Б.Ковалев
Авторское духовно-музыкальное произведение:
проблемы жанровой специфики
В течение семи
веков, до середины XVII века древнерусская церковно-певческая культура не
знала авторской музыки, развитие церковно-певческой культуры осуществлялось
в рамках установившихся в византийском искусстве канонических принципов
богослужебного пения: акапельности,
монодийности,
упорядоченности мелодической структуры.
Во второй половине
XVII
века, по словам
Н. Герасимовой‑Персидской, была «открыта возможность свободного отношения к
музыке, музыкальному произведению, путь к многообразным формам жизни
искусства в обществе». Тогда богослужебное пение пошло по иному руслу своего
развития, ассимилируясь с западноевропейской многоголосной традицией, тогда
же возник феномен музыкального произведения с образованием системы
функционирования искусства, осуществляемого по типу
композитор-исполнитель-слушатель.
Так появилось авторское духовно-музыкальное сочинение, развитие
которого в течение трех столетий осуществлялось разными путями: то
параллельно богослужебно-певческой традиции, то сближаясь с ней, то
постепенно отдаляясь от нее в сторону
внехрамовой профессиональной музыкальной культуры.
Как известно, для
музыки как искусства характерна мобильность и интенсивность развития,
постоянное обновление смыслового содержания, выразительных приемов,
композиционного языка. Не случайно, хоть и с некоторыми оговорками, в
авторском духовно-музыкальном произведении разных исторических эпох, можно
найти немало признаков,
характерных для тех или иных художественных стилей и направлений в
музыкальном искусстве: барокко, классицизма, романтического искусства
XIX
века с его
апогеем эмоциональности, культом чувства, раскрытием глубины человеческих
переживаний. В каждом из названных
исторических периодов, а также в настоящее время, можно найти
композиторов, создавших яркие образцы духовно-музыкальных
произведений, исполняемых и сегодня, как на клиросе за богослужением, так и
во внехрамовой обстановке: филармонического зала
или аудитории типа Зала Церковных Соборов.
В чем же нам
видятся жанровые особенности авторских сочинений? Осмысляя исторический ход
развития этого художественного
феномена, можно отметить, что его жанровые особенности самым тесным образом
связаны с взаимодействием двух, казалось бы, несовместимых образных сфер:
одна из них представляет собой все, что относится к православному
богослужению, то есть, к сфере сакрального, надмирного, вневременного.
Другая – представляет мир индивидуального
творческого мышления композитора, глубины его сокровенных чувств,
переживаний. Соотношение этих двух образных сфер в духовно-музыкальном
сочинении во многом определяет его жанровую специфику, связанную с
практическим предназначением духовного произведения – для исполнения за
богослужением или во внехрамовой обстановке.
Содержательный
аспект православного богослужения,
связан, прежде всего, с его одной из основных задач – духовным единением
всех предстоящих в соборной молитве, возносимой Господу Богу. Поэтому пение
на богослужении находится в неразрывной слитности с происходящим
священнодействием и чтением, что представляет собой каноническую основу, в
рамках которой возможно проявление творческой индивидуальности композитора.
И если отбор выразительных средств осуществляется им с опорой на
содержание и характер богослужения, то
авторское сочинение получает вектор направленности к исполнению за
богослужением.
Однако область
индивидуального творческого мышления
композитора, обращающегося к богослужебному тексту, в той или иной
степени связана с субъективными представлениями автора о содержании и
характере богослужения, и поэтому, духовно-музыкальное произведение как акт
художественного творчества несет в себе относительную самостоятельность и
самоценность. И от степени их
проявления в духовно-музыкальном произведении зависит и вектор его
направленности к богослужебному или концертному предназначению.
Чтобы наглядно
представить себе стилистическое различие авторских сочинений, тяготеющих к
тому или иному «полюсу» (богослужебному и внехрамовому) дадим их
сравнительную характеристику по следующим разноуровневым критериям:
интонационная основа; характер
взаимодействия богослужебного текста и музыки; особенности хорового письма;
особенности хоровой фактуры; особенности эмоциональной выразительности.
Произведения, тяготеющие
к
«богослужебному полюсу»
Произведения, тяготеющие
к «внехрамовому
полюсу»
Интонационную основу составляют
традиционные
роспевы и обиходные напевы.
Могут быть также использованы
отдельные
мелодические контуры
напевов, а также интонации
народной песенности, и в более редких
случаях интонации внехрамового
происхождения.
В интонационной сфере могут
отсутствовать традиционные роспевы и напевы,
музыкальная ткань может содержать интонации
внехрамового
происхождения
(романс, оперная ария, массовая песня и др.).
2.
Характер взаимодействия
богослужебного
текста и музыки Богослужебный текст
является
первоосновой авторского сочинения и подчиняет себе все средства
музыкальной выразительности. Музыкальная композиция
может входить в некоторое противоречие
с богослужебным текстом (яркий пример
– Символ веры из Литургии св. Иоанна
Златоуста Н.Сидельникова). 3. Особенности хорового письма
Относительно небольшой общий
диапазон
хора и отдельных партий, отсутствие
крайней тесситуры.
Нередкое использование
широкого общего диапазона хора и отдельных
партий, крайней тесситуры,
использование специфического тембра в
подражание инструментальному звучанию (пение
с закрытым ртом). 4.
Особенности хоровой фактуры
Преимущественное
употребление
«постоянного многоголосия» с
одновременным произнесением
текста во всех партиях,
использование монодии (унисон, октавные
дублировки, псалмодирование на фоне
статичного или развитого многоголосия).
Разнообразие хоровой фактуры: монодия,
«постоянное» и «переменное» многоголосие,
различные виды полифонии. В сочинениях
XX века
наблюдается «симфонизация» хоровой фактуры.
5. Особенности эмоциональной
выразительности Строгость и
сдержанность
в выражении Широта
эмоционально-ассоциативных восприятий слушателем
сакрального смысла богослужения, что нередко
отмечалось различными исследователями. Примеры:
драматическая напряженность, на грани
исступленности в «Святый
Боже» из Литургии св. Иоанна Златоуста ор.
41 П. Чайковского; полное мистической
загадки нисхождение небесных сил
бесплотных, словно по невидимой лестнице с
высоты Божьего престола на землю в
Херувимской песне из того же цикла;
мелодический
разлив, напоминающий струю родника
в Херувимской песне из литургийного
цикла С. Рахманинова; монолит аккордового
фундамента, словно воспроизводящего
торжественный колокольный перезвон перед
началом богослужения в Великой ектении из
Литургии Н. Сидельникова; «тревожные
сигнальные рожки», «рыскающие по
окрестностям Вифлеема воины», «избиение
младенцев»,
в ирмосах «Волною морскою»
Гречанинова;
картина пушкинского осеннего пейзажа,
навеянная мелодико-гармоническим колоритом
«Благослови душе моя Господа»
из
Литургии В.Успенского.
Итак, заметим, что в
произведениях, тяготеющих к «богослужебному полюсу» преобладает
канонический элемент: связь с традиционными роспевами, монодией,
использование фактуры, способствующей наиболее чёткому донесению
богослужебного текста, эмоциональная сдержанность при
минимальном использовании динамических,
агогических приемов, нюансировки. В
произведениях, тяготеющих к «внехрамовому полюсу» преобладает
эвристический элемент с акцентом на раскрытие душевного мира
композитора, в большей или меньшей степени соотносясь с
содержанием богослужебного текста и сущностью самого
богослужения. Подводя
некоторый итог сказанному, отметим, что предпринятая попытка
определения жанровых особенностей авторского
духовно-музыкального произведения, конечно же, не исчерпывает
всех возможных нюансов в раскрытии сущности этого
художественного феномена. Однако, думается, многое проясняет в
вопросах исследования практического использования
духовно-музыкальных сочинений в клиросной и концертной практике.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
ПРОЛОГ |
НАЧАЛО |
РОЖДЕНИЕ КЛУБА |
CREDO |
ЧТО СДЕЛАНО |
ЧТО БУДЕТ |
НАШИ БАСЫ | О КЛУБЕ | ИНФО | КОНТАКТ | ПИШИТЕ | РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ |