Сергей Алексеевич Пашков
О пребывании А.А.Алябьева в селе Рязанцы
В жизни и творчестве композитора Александра Александровича Алябьева небольшое село Рязанцы занимает особое положение.
В начале 1835 года, по прошению сочувствовавшего судьбе композитора генерал-губернатора графа Василия Алексеевича Перовского, император Николай I «повелеть соизволил — опальному композитору -дозволить жить у родных с запрещением въезда в обе столицы». Вот поэтому скромная усадьба села Рязанцы в 60 км на северо-восток от Москвы, где постоянно проживала со своим семейством младшая сестра Наталья Александровна Исленьева, становится наиболее желанным местом пребывания, для Алябьева.
В начале апреля 1835 г. Алябьев приезжает в Рязанцы и плодотворно занимается творчеством. В рязанцевский период создано более 36 сочинений: романсов, инструментальных пьес, музыкальных номеров к постановкам и празднествам.
Из Рязанцев он совершает дальние поездки к родным, друзьям-однополчанам, для лечения «на воды» в Пятигорск.
Здесь «на водах» встречается с семьёй полковника в отставке Офросимова Андрея Павловича, который проходил курс лечения. Жена его Екатерина Александровна, урожденная Римская-Корсакова, давняя знакомая Алябьева. Ещё в начале 20х годов Алябьев испытывал к ней сердечное влечение. Старое знакомство возобновляется, он часто бывает у них в гостях.
Е. А. Офросимовой композитор Алябьев посвятил написанную им ещё в Тобольске «Литургию» Иоанна Златоуста ре минор, а позднее - сборник «Шесть романсов, посвящённых Е. А. Офросимовой»
и другие сочинения.
Во второй половине З0-х годов в Москве постепенно возобновляются музыкальные постановки новых произведений Алябьева. Среди них, в Большом театре 20 апреля 1839 г. «Русалка» А. С. Пушкина, «драматический отрывок в стихах» и З-х картинах.
Новая музыка сочинена А. А. (так в афише, без указания полного имени опального композитора).
В 1893г. издан сборник «Застольные русские песни» с посвящением так много сделавшему для Алябьева генерал-губернатору оренбургского края графу Перовскому.
30 июля 1839 года умирает муж Екатерины Александровны Офросимовой.
Для Алябьева появляется реальная возможность соединить свою жизнь с любимой женщиной.
Православная традиция требовала выждать год. После этого Алябьев запросил разрешение на брак у начальства, генерал-губернатора графа Василия Алексеевича Перовского, бывшего в то время в С-Петербурге.
5 августа 1840г. такое разрешение было дано.
Сразу после окончания Успенского поста, жених и невеста вместе пребывают в Рязанцы.
20 августа (по стар, стилю) состоялось венчание в Троицкой церкви села Рязанцы.
Сделана запись в книге брачных обысков Троицкого храма о венчании А.Алябьева в Рязанцах: «В 1840 г. августа 20-го числа по указу его Императорского Величества» произведён опрос о желающих вступить в брак: - вышеозначенный жених А.А. сын Алябьев руку приложил, - вышеозначенная невеста полковница Екатерина Офросимова руку приложила. Поручители по жениху - граф Фёдор Иванович Толстой, поручитель по невесте - князь Андрей Николаевич Вяземский. К сему обыску вышеозначенных жениха и невесты и их поручителей Богородского уезда, села Троицкого Рязанцы тож, отставной полковник и кавалер Владимир Михайлович Исленьев руку приложил.»
Церковь в селе Рязанцы построена на средства помещиков Исленьевых и освящена в 1784 году с одним пределом во имя Живоначальной троицы, в середине XIX века она была расширена двумя пределами, трапезной и колокольней. В церкви хранился архив, велась летопись прихода, находились исповедальные книги.
В советское время службы продолжались до 1939 г. Затем храм окончательно закрыли, но до 1961 г. весь интерьер был в сохранности. В 1961 году церковь раскрыли, растащили, осквернили. В конце 1961г. местный краевед Константин Сергеевич Крючков, узнав о разграблении церкви, пришёл туда и в ворохе бумаг на полу южного предела церкви обнаружил Свидетельство на брак, выданное Алябьеву. Он сумел оценить важность документа и в тот же год передал его в Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, где он теперь и хранится.
Найденный документ послужил импульсом для восстановления храма, которое началось в конце 70-х г.г.. Храм полностью восстановлен и действует. Освяшён в 1994 году.
В своём творчестве композитор Алябьев воспел два важных звучащих символа России.
Во-первых, это знаменитый «Соловей», получивший мировую известность. Второйй символ –колокол. В период пребывания в Рязанцах Алябьев сочинил романс «Сельская элегия» на стихи поэта Ивана Ивановича Козлова. Слова романса удивительно созвучны судьбе композитора. В припевах, в разных вариантах, упомянут церковный колокол, несомненно также звучащий символ России.
«Уж в церковь нашего селенья
Вас призывают на моленья,
В вечерний колокол звоня;
Молитесь Богу за меня.»
Звукоизобразительно, колокол остинатно («ре» малой октавы) звучит в басу на протяжении всего романса.
История единственного уцелевшего колокола печальна. Он всегда висел на колокольне Троицкой церкви, использовался по своему назначению. Но именно в 200-летний юбилей со дня рождения композитора, в 1987 году, колокол был похищен. Однако позже найден, и в настоящее время висит на колокольне действующей церкви в близлежащем посёлке Фряново.
Вся судьба жизни и творческого наследия композитора драматична. Безвозвратно уничтожены места и жизни, и упокоения Алябьева. На этом безрадостном фоне памятное место композитора в Рязанцах выглядит светлым явлением, где его помнят, где за него возносят молитву.
В 1988 г. на месте бывшей усадьбы,
в парке, установлен памятник А.А.Алябьеву (скульптор Н.Ф.Вентрин). Здесь ежегодно проводятся праздники, посвящённые Александру Александровичу Алябьеву, звучит его музыка.
|