16 октября 2012 г.                         Сообщение на Круглом столе по теме
                     Композитор А.А.Алябьев, поэты Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, В.А.Жуковский
                                              - участники Отечественной войны 1812 года"
                                                                                                                     
                                                                                                                     З.С.Пляшкевич

                                    А.А.Алябьев - гражданин,музыкант, воин

        Я сейчас буду говорить об А . А. Алябьеве не только как о выдающемся композиторе , необычайной личности, чей подвиг истинный, сокровенный прошел практически незаметно при его жизни и который, к сожалению, не понят и не оценён достаточно в наше время.      
       Трудно назвать другого человека , который столь жестоко пострадал за то, что совершил естественный, с точки зрения офицера и дворянина, поступок: вступился и постоял за честь друзей.
       Обычно людей наказывают за какую-то определенную деятельность или поступок - за идейную борьбу (как декабристов), за антигосударственную деятельность или преступления против общественного порядка т. д....
       Алябьев в возрасте 40 лет и до конца жизни был лишен всего, кроме самой жизни. И, несмотря на то, что у него отняли всё: здоровье, имение, доброе имя, возможность писать и издавать свою музыку под своим именем, возможность жить в Москве, показываться в свете, т.е. практически всё, он всегда оставался верен Родине. Не роптал, не стал её ненавистником, а продолжал чувствовать себя её гражданином, продолжая служить ей, создавая свою прекрасную музыку, не подозревая, что со временем она станет достоянием культуры всей России.
       И вот это его достоинство - достоинство гражданина - следует ставить на первое место из трёх его ипостасей: гражданина, музыканта, воина.
       Александр Александрович родился в 1787году в г. Тобольске в семье генерал-губернатора. Музыкой маленький Саша стал заниматься рано, как было принято в интеллигентской семье России того времени.
       Вскоре, Александр Васильевич, отец Саши был переведён в Петербург, а затем в Москву. В Москве Саша начинает заниматься музыкой более серьезно, берёт даже несколько уроков у знаменитого Фильда и даже посвятил ему свой первый полонез. Но музыка еще не становиться для него на тот момент главным.

       А главным стала война! ...

       1812 год, июнь .... 600-тысячная армия Наполеона переходит Неман и вступает на русскую землю. ...
       Стояла ночь. Император один выдвинулся вперед. За ним, остановившаяся на ночлег, его огромная армия. Перед ним, куда ни глянь, расстилалось бескрайнее поле. Только на самой линии горизонта темнела кромка леса. Ни огонька, ни звука..., ни шелеста листьев или травы.... Полная, гнетущая тишина.... Страх закрался в душу Императора, страх перед этой неизведанной, огромной страной: «Что я здесь нашел, что ждёт меня впереди?..».
       Этот мистический страх был как преддверие будущего, как начало конца. Наполеон с трудом овладел собой и вернулся обратно....       

       Алябьев добровольцем вступает в армию. Ему 25лет. Его назначают в казачий полк. Вскоре он знакомится с Денисом Давыдовым - они друзья до конца жизни.
       24 августа, в день сражения на Шевардинском редуте, в Бородино главнокомандующий Кутузов отдаёт приказ о создании первого партизанского соединения под началом Дениса Давыдова.
       Давыдов часто поручает своему другу, Алябьеву, опаснейшие военные операции. Они вместе во многих боях. Вместе вступают в завоёванный их отрядом Дрезден: впереди отряда Давыдов и Алябьев с рукой на перевязи из-за полученной им раны.
       Затем события развели их на время, но незадолго до конца войны они вновь встречаются в Ахтырском гусарском полку.... и вновь сражения.... Преследуя отступающие полки Наполеона, они участвуют в сражении при Березине, и, наконец, вместе вступают в Париж в 1814 году.
       Война закончилась. Возвращение на родину было триумфальным.

       Пушкин пишет в своей повести «Метель»: - « Народ бежал навстречу войскам, музыка играла завоёванные марши и песни... Офицеры, уходившие на фронт почти отроками, возвращались обвешанные крестами. Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове - Отечество! Как сладки были слёзы свидания!»
       В Москву друзья вступают вместе: Денис Давыдов - единственный генерал в партизанском соединении, Александр Алябьев - поручик, герой орденов св. Владимира и св. Анны, кавалер медали «за 1812 год».       

        Наступают счастливые годы.
       Алябьев и Давыдов оставляют военную службу.
       Приказ об отставке гласил: «Уволен в отставку в звании подполковника, с мундиром и пенсионом полного жалования».       

       И только теперь главным для Алябьева становится музыка. Он часто появляется в свете, где играет и поёт (у него был приятный тенор) свои романсы. В эти годы он так же, как позже Глинка, отдал дань романсу. Алябьев стал известен и любим публикой. Его и Дениса Давыдова, который прекрасно играл на гитаре и пел модные романсы (Гурилёва и Варламова), а также и романсы Алябьева, наперебой приглашают во все московские салоны как музыкантов и героев войны.
       Но наибольший успех Алябьева в то время связан с созданием водевилей, самый известный из которых, «Лунная ночь или домовые», был признан не уступающим французской комической опере.  В этом водевиле принимал участие выдающийся русский актер Щепкин. «Лунная ночь» впервые была поставлена в Петербурге, а затем в Москве. Алябьев вместе с Верстовским и Шольцем много сил вложили в подготовку открытия Большого театра в Москве в 1825 году (комплектование труппы, репетиции, сочинение музыки, в частности, для символического пролога «Торжество муз»). Словом известность, слава, полнота жизни и вдруг страшная, роковая черта....        

       Наступило 24 февраля 1825 года.
       В доме Алябьева, как почти в каждом светском доме того времени, шла карточная игра. Алябьев пригласил в основном своих друзей-гусар. Застолье... Как радушный хозяин он обносил гостей шампанским... Веселье нарастало.
       Но темные крылья злого рока уже нависли над домом Алябьева.
       В игорной комнате за стол сел его давний знакомый - помещик Времев. Сначала он выиграл 380 рублей золотом и спрятал их. Продолжал играть, проиграл, пошел ва-банк и проиграл огромную сумму - 80 тысяч золотом. На требование заплатить он ответил отказом и тут же обвинил своих партнеров в шулерстве. Находившийся в комнате слуга наблюдал всю сцену. В комнату вошел Алябьев. Узнав об обвинениях в адрес своих гостей, он подошел к Времеву и, дав ему пощечину, стал требовать уплаты долга. Времев утверждал, что денег нет, заплатить не может, но неожиданно один золотой выпал у него из брюк. Возмущенный Алябьев приказал слуге принести пистолеты и пригрозил дуэлью с ним или с его сыном. Испуганный Времев попросил слугу снять с него сапоги.... Оттуда выпали деньги.... Пообещав уплатить долг, Времев через 3 дня поехал в своё имение. По дороге он остановился на ночлег в трактире за Москвой, в Чертаново. Ночью с ним случился апоплексический удар и он умирает. Приехавшие следователи, по неведомым причинам, сами совершают преступление, заявив, вопреки всякому здравому смыслу, что смерть наступила в результате пощечины, данной Алябьевым.
       Его арестовывают и сажают в следственную тюрьму....
Длинный коридор, в самом конце, небольшая, сырая, почти тёмная комната. Алябьев проводит здесь 3 года..., без следствия..., без обвинения. Он теряет здоровье - слабеет зрение, болят ноги. В конце жизни он будет почти прикован к креслу от приобретенной здесь болезни. Правда, в камеру ставят фортепиано, как очень известному композитору. Алябьев пишет музыку, это его как-то еще спасает.... В камере под потолком небольшое окошко, в которое Алябьев видит небо и верхушки деревьев....
       Однажды дверь его камеры открылась: - «Господин Алябьев, извольте пожаловать в суд!»
       - «Слава Богу, наконец свобода!» - Алябьев радостно вышел.
       Суд, обвинение и приговор: - «Господин Алябьев лишается дворянского звания, чинов, орденов, имущества (3 имения), подвергается церковному покаянию и ссылается в Сибирь под надзор полиции».

       И резюме Николая I - «Быть по сему!».
      

       Алябьев мужественно перенес приговор, но придя в камеру, потерял сознание.
       И вот, 8 февраля 1828 года он едет той же дорогой, которой он ехал из Тобольска в Москву, но теперь ссыльный, в карете в сопровождении полиции. И как насмешка судьбы в тот же родной Тобольск. Он продолжает писать музыку, много, но здоровье его всё ухудшается.
После многочисленных хлопот друзей и особенно сестры - ссылка на Кавказ, затем в Оренбург, затем Подмосковье и, наконец, Москва.
       Ему разрешено жить в доме жены - Екатерины Александровны без права появляться в обществе. Свои произведения он подписывает: А.А. Публика не знает, кто скрывается за этими двумя А.
       Все эти 26 лет ссыльной жизни он пишет и пишет музыку, - ту музыку, которой мы теперь имеем возможность наслаждаться и это, вероятно, большая, но всё же лишь часть его музыкального наследия.
       Надо учесть ,что он начал писать музыку, когда она была еще на уровне «любительской». (Его современники - Гурилев, Варламов - так и остались в истории как композиторы - любители).
       Возможно, это прозвучит несколько странно, но Алябьев стал первым профессиональным композитором. Ему принадлежит более 500 произведений: симфонические, оперы, балеты, водевили, хоровые произведения, камерная музыка - квартеты и знаменитое трио, которое записали выдающиеся русские музыканты (Гилельс, Д.Жиганов, С. Ширинский), а также музыка для фортепиано и более 160 романсов.
       

              22 февраля в Симоновом монастыре, Москве, появилась надгробная плита:
                                                 Александр Александрович Алябьев
                                                          родился 4 августа 1787 года
                                                      скончался 22 февраля 1851 года
                         
Екатерина Александровна, урождённая Римская-Корсакова
                                                          родилась 15 августа 1803 года
                                             скончалась в 1854 году, марта 9-го числа
                                          "Помяни нас, Господи, во царствии Твоём"

      Необходимо сказать еще об одном драгоценном человеческом даре - даре любви.
      Алябьев встретил Катю, когда она едва достигла 20-ти лет и далее, и в тюрьме, и в ссылке, её образ жил в его душе. Они встретились позже, во время его ссылки на Кавказ. Катя замужем. Они видятся в доме мужа. Алябьев посвящает ей романсы. Они переписываются. Муж Кати умирает и, выждав год, они венчаются. Этот драгоценнейший дар Творца Алябьев пронёс через всю свою удивительную, необычайно цельную, полную подвига жизнь - Жизнь замечательного Музыканта, Солдата и Гражданина.



   

ПРОЛОГ/a> | НАЧАЛО | РОЖДЕНИЕ КЛУБА | CREDO | ЧТО СДЕЛАНО | ЧТО БУДЕТ |
НАШИ БАСЫ
| О КЛУБЕ | ИНФО | КОНТАКТ | ПИШИТЕ |
РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ