16 октября 2012 г.                         Сообщение на Круглом столе по теме
                     Композитор А.А.Алябьев, поэты Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, В.А.Жуковский
                                              - участники Отечественной войны 1812 года"
                                                                                                                     
                                                                                        Вячеслав Алексеевич Сидоров

                                    Первый Всероссийский музыкальный фестиваль
        «Александр Александрович Алябьев – выдающийся русский композитор»

       8 апреля 2012 года Народный клуб любителей русских басов при Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы «Творческое объединение по эстетическому воспитанию молодёжи «Музыкальная юность» (директор – заместитель председателя Правления Московского музыкального общества О.О.Добриков) открыл Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Александр Александрович Алябьев – выдающийся русский композитор». Открытие состоялось в Конференц-зале Российской государственной библиотеки 27-й программой Клуба (www.rusbass.ru). Фестиваль посвящён 225-летию со дня рождения Алябьева и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. По плану Фестиваля различные мероприятия пройдут почти во всех городах России, где бывал Алябьев, скитаясь в ссылке, будучи осуждённым по ложному доносу. Клуб представляет в Москве три разные концертные программы, по одному концерту - в Смоленске, Тобольске, Пущино, Коломне, а ещё на борту туристического теплохода «Михаил Булгаков».
        Юбилейные мероприятия проходят также в Оренбурге, Пятигорске, Фрянове и других местах. Фряново - это городское поселение в Щёлковском районе Московской области, недалеко от села Рязанцы, где в имении своей сестры Алябьев бывал с 1836 года до высылки в Коломну в 1842 году. Кстати, на сегодня единственный памятник Алябьеву в России находится именно в селе Рязанцы. Скульптор – Н.Ф.Вентрин. В Троицкой церкви этого села Алябьев венчался в 1840 году с Екатериной Александровной Офросимовой (урожд. Римской-Корсаковой), которую любил с начала 20-х годов и которой посвятил многие свои сочинения. В Тобольске, где в Воскресенской церкви и в Знаменском монастыре Алябьев исполнял наложенную на него эпитимию, он начал писать духовную музыку, продолжил писать духовную музыку в Коломне и Москве. С 1997 года в Пятигорске стал функционировать первый в России мемориальный музей композитора «Дом А.А.Алябьева». Активный исследователь жизни и творчества Алябьева И.В.Голубева ведёт и совершенствует постоянную выставку «Жизнь и творчество А.А.Алябьева», начало которой положили материалы, переданные Музеем музыкальной культуры им. М.И.Глинки в Москве. А.А.Алябьев бывал в Пущино и создавал там свои произведения.
        Концертные программы в Тобольске и Смоленске поддержаны Министерством культуры Российской Федерации по Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2016 г.г.)». Ректор Московской консерватории им. П.И.Чайковского А.С.Соколов, узнав о намерениях Клуба, сразу заявил о безвозмездном выделении знаменитого Рахманиновского зала, где 11 ноября с.г. пройдёт следующая клубная московская программа Фестиваля. В Тобольске, Смоленске, Пущине, Коломне Клуб проводит программы сочинений Алябьева, избранных из трёх московских программ с включением отдельных инструментальных сочинений. Примечательно, что эти концерты горячо поддержаны Администрациями всех этих городов. Особо следует отметить поддержку из Тобольска, родины А.А.Алябьева, со стороны знаменитого тоболяка А.Г.Елфимова, председателя Общественного благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска». В 2002 году Клуб совместно с этим Фондом выпустил уникальный компакт–диск «Романсы и песни А.А.Алябьева», на котором записано 23 вокальных произведения в исполнении А.Ф.Ведерникова и Н.Н.Гуреевой (партия фортепиано). Артисты сделали эту громадную работу бесплатно. Затем было предоставлено А.Г.Елфимову право повторять тираж этого алябьевского компакт-диска для распространения по Сибири и на Дальнем Востоке.
        В процессе Фестиваля запланировано проведение алябьевских конференций (круглых столов…) в городах Москва (две), Тобольск, Оренбург, Коломна, которые безусловно активизируют интерес исследователей, общественности и любителей отечественной культуры к жизни и творчеству А.А.Алябьева, тем более, что открытия в его творчестве остаются возможными. Здесь уместно перечислить их темы:
1. "А.А.Алябьев и духовная музыка его времени в России" (г. Москва, Музей С.С.Прокофьева Всероссийского Музейного Объединения Музыкальной Культуры имени М.И.Глинки, 16 марта);
2. «А.А.Алябьев и концертная практика» (г.Тобольск, 23 сентября);
3. "А.А.Алябьев - выдающийся русский композитор" (г.Коломна, Культурный центр «Дом Озерова», 12 октября);
4. "Композитор А.А.Алябьев и поэты Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка - участники Отечественной войны 1812 года" (г.Москва, Российская государственная библиотека, «Дом Пашкова», 16 октября);
5. "А.А.Алябьев и русская культура: взгляд из XXI-го века" (г.Оренбург, Институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей, 22 ноября).
        В Фестивале примут участие порядка тридцати вокалистов. Но особо следует отметить участие солиста Большого театра России, лауреата Государственной премии Советского Союза, Народного артиста Советского Союза А.Ф.Ведерникова, который в этом году отмечает своё 85-летие. Александр Филиппович не только неподражаемо исполнил два вокальных шедевра А.А.Алябьева в первом же концерте, но и согласился проводить мастер-классы с певцами перед каждой клубной программой. Следует подчеркнуть, что никто из артистов не сделал для утверждения творчества Алябьева столько, сколько это сделал А.Ф.Ведерников: он неоднократно бывал на родине композитора в Тобольске, давал там концерты из произведений Алябьева совместно с инструментальным ансамблем «Барокко» под управлением Народного артиста России Игоря Попкова и, в конце концов, именно он дал импульс Народному клубу любителей русских басов активно заниматься творчеством А.А.Алябьева. Клуб периодически включает в свои программы вокальные и инструментальные произведения Алябьева.
        Согласился участвовать в Фестивале в качестве научного руководителя и доктор искусствоведения Е.М.Левашев, большой знаток творчества Алябьева; его ценные советы приняты при организации Фестиваля. Е.М.Левашев периодически выпускает работы, посвящённые А.А.Алябьеву. Его оценка: «Историческое значение Алябьева вернее всего было бы определить как мощное, но по большей части скрытое, глубинное. Это касается всех жанров, от балетной музыки до церковных хоров». Евгений Михайлович намерен вести ту алябьевскую программу, которая состоится в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, и прокомментировать отдельные её фрагменты; некоторые сообщения будут неожиданными сюрпризами для слушателей.
      Первым высказал идею провести музыкальный фестиваль, посвящённый А.А.Алябьеву, и оказывает значительное содействие его проведению М.А.Брызгалов, Генеральный директор Всероссийского Музейного Объединения Музыкальной Культуры им. М.И.Глинки (ВМОМК им М.И.Глинки), а Народный клуб любителей русских басов, подхватив её, постарался сделать Фестиваль всероссийским. Сотрудники ВМОМК им М.И.Глинки приняли активное участие в Фестивале. Особенно примечательно, что в этом же году отмечается 100-летие Государственного Центрального Музея Музыкальной Культуры имени М.И.Глинки. Знаменательно, что при открытии Фестиваля впервые исполнена мужским квартетом «Литургия св.Иоанна Златоуста, ре минор, для мужского квартета (или хора)» А.А.Алябьева. До этого она исполнялась только хором. Рукопись Литургии, ре минор, была извлечена из архива композитора и дирижёра Большого театра Н.С.Голованова, подготовлена к изданию научным сотрудником ВМОМК им М.И.Глинки О.И.Захаровой и впервые вышла из печати в 2002 году. Объединение предоставило помещение Музея им. С.С. Прокофьева для проведения 14 марта 2012 года Круглого стола по теме «А.А.Алябьев и духовная музыка его времени в России». Сейчас проведим Круглый стол по теме «Композитор А.А.Алябьев и поэты Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка – участники Отечественной войны 1812 года». Активное содействие этому мероприятию оказывал Отдел нотных изданий и звукозаписей Российской Государственной Библиотеки (руководитель отдела А.А.Семенюк).
        И, конечно, содействие работников Отдела организации выставочных работ Российской Государственной Библиотеки Т.И.Новокрещёновой и Л.В.Матрозовой, с которыми давно установилось наше сотрудничество, обеспечило успешное открытие Фестиваля: первый его концерт прошёл при переполненном зале. Клуб принимает меры для того, чтобы и на сцене выступали артисты, и в зале присутствовали слушатели разных поколений. На сцене в ансамбле пели и Народный артист Советского Союза Александр Ведерников, и студент Станислав Черненков, аспирант Илья Ушуллу, с которыми великий артист до концерта провёл мастер-класс, а также великолепный артист – солист Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Дмитрий Степанович. Прекрасный пример передачи опыта мастера молодому талантливому поколению. Поэтому, сейчас, когда классическая и народная музыка в некотором загоне и сняты всякие ограничения для музыкального развращения молодёжи, отрадно, что молодёжь, хотя и не в большинстве, приходит на концерты Клуба и делает для себя открытия. В подтверждение, можно привести фрагменты из отзывов студентов-будущих медиков, побывавших на концерте:
        Ксения Лысакова: «…Особенно мне запомнились романсы «Я вижу образ твой» в исполнении Александра Ведерникова и «Я вас любил» в исполнении Ильи Ушуллу. Они произвели на меня сильное впечатление и заставили несколько пересмотреть своё отношение к классической музыке».
      Татьяна Соколова: «…Особенно мне понравилось первое отделение, в котором исполнялась Литургия св. Иоанна Златоуста, ре минор… Честно говоря, с самого начала песнопений буквально мурашки побежали: вокальные голоса – тенора и басы – завораживали, словно в них таилось нечто неземное».
        Всеволод Смирнов: «… есть плюс в том, что меня познакомили, хоть и кратко, с творчеством Алябьева - а это было приятно и познавательно!
»       Святослав Крупенин: «… Второе отделение запомнилось больше, прежде всего, разнообразием исполненных произведений, жанров, вокалистов, но наибольшее впечатление произвёл Дмитрий СтепанОвич. Безусловно, понравились и другие исполнители…»
      Екатерина Сидорина: «…Особенно впечатлило меня выступление знаменитого баса Александра Ведерникова…. И хотя этого артиста я видела впервые, мне показалось, что давно уже его знаю. А голос!... «В забвенье погружает»…(романс «Я вижу образ твой»). Да, именно так!.. В романсе неким таинственным образом слились воедино мгновение и вечность. Всю глубину моего восхищения невозможно передать словами…»
        В финале Фестиваля запланирован концерт, посвящённый 225-летию со дня рождения композитора Алябьева и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, в которой композитор участвовал. Эта 3-я московская программа, подготовленная Народным клубом любителей русских басов, пройдёт 2 декабря 2012 года в Конференц-зале Российской государственной библиотеки. Программу концерта украсит Праздничный мужской хор московского Данилова монастыря (регент – Георгий Сафонов), который исполнит как песни для хора сочинения Алябьева, так и песни других участников Отечественной войны 1812 года. При этом, прозвучат три хоровых произведения Алябьева. Одно из них, Хор воинов из неоконченной оперы «Эдвин и Оскар», будет исполнено впервые. Его подготовила для исполнения кандидат искусствоведения А.В.Булычева по авторской рукописи из архива Музыкального музея им. М.И.Глинки в Москве. В завершение концерта прозвучат романсы и песни А.А.Алябьева в сопровождении инструментального ансамбля п/у Народного артиста России Игоря Попкова.
        В программах Фестиваля будет исполнено более 60-ти произведений Александра Александровича Алябьева. Такой Фестиваль, посвящённый А.А.Алябьеву, – первая акция подобного масштаба за всю историю русской музыкальной культуры. Хочется надеяться, что не последняя. Народный клуб любителей русских басов уже нацелен на 2017-й год провести Второй фестиваль, в 230-летнюю годовщину со дня рождения А.А.Алябьева.


   

ПРОЛОГ/a> | НАЧАЛО | РОЖДЕНИЕ КЛУБА | CREDO | ЧТО СДЕЛАНО | ЧТО БУДЕТ |
НАШИ БАСЫ
| О КЛУБЕ | ИНФО | КОНТАКТ | ПИШИТЕ |
РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ