Французская
пресса о CD
«Волшебный барабан»
Кристоф Юсе Classicstodayfrance.com
Мы все (критики,
меломаны и в первую очередь издатели) разыскиваем следующую сенсацию,
подобную Йозефу
Мартину Краусу - речь идет об открытии неизвестного композитора и той
музыки, которая
станет необходимой слушателям.
«Fuga
libera» его нашла. Речь идет об
Александре Алябьеве
(1787-1851) из поколения, следующего за Краусом...
Александр
Александрович Алябьев не замедлили обрести имя «русского Россини»... Аннотация
к
диску на девяти
страницах расскажет вам все о композиторе-офицере, который был несправедливо
осужден, познал опалу
и тюремное заключение в сибирской ссылке. Бесполезно подражать этой
великолепной прозе,
из которой мы
узнаем, чтоЧайковский
цитирует Алябьева (чтобы
воспроизвести
атмосферу 1820-х) в дуэте Ольги и Татьяны из «Евгения Онегина».
Но самое главное, что
диск помещает нас в контекст, забытый «магистральными тенденциями»
истории музыки. В начале
XIX века
в Европе (от Атлантики до Урала очевидно!) бушевала
настоящая война
«Россини против Бетховена». Критические записи эпохи отзываются об этом
очень скупо...
Открытие творчества Алябьева показывает, что Россини и его стиль, его живость,
блеск, юмор тоже имели
последователей («россиниевская школа»), и что один из них по меньшей
мере
был очень одарен.
Любопытно, что
произведения Алябьева имеют характерные названия: «Три десятки, или Новое
двухдневное приключение»,
«Утро и вечер, или Ветер переменился» и т.д. Это забавно...
Осталосьтолько отметить натурализм симфонической картины «Буря», созданной
приблизительно в
1825-1827. Слушая Алябьева, можно сказать, что он своей манерой письма
открыл путь от Глинки
к Римскому-Корсакову.
Исполнители задались
целью представить лучшее, на что они способны, для того, чтобы этот диск
стал по-настоящему
неожиданным и историческим открытием!
2008 Christophe Huss, ClassicsTodayFrance.com
Пьер-Жан Трибо Resmusica.com
«Романтизм по-русски» 01.08.2008
Совершенно забытая фигура в истории
музыки, Александр Алябьев известен в основном благодаря бурным и драматическим
событиям биографии. Родившись в знатной аристократической семье, он согласно
семейной традиции блестяще начал военную карьеру - до того момента, когда был
лишен всех прав и сослан по ложному обвинению в убийстве. Выросший в Сибири под
крылом отца-губернатора, он и в военные годы не оставлял сочинение музыки,
когда ему позволяли условия кампаний. Именно тогда увидели свет такие важные
партитуры как «Симфония для 4 валторн» или
«Песни украинских казаков на Дунае». Постепенно отдаляясь от военной карьеры,
он изменил образ жизни. Ни скитания, ни незаслуженное обвинение, ни другие удары
судьбы не помешали композитору сочинять русские водевили и романсы. Алябьев
занимает центральное место в истории русской музыки: он стал основателем жанра
вокального цикла и способствовал значительному прогрессу оркестровки. Другие
великие композиторы - Глинка и Чайковский - отдавали ему должное.
Превосходный камерный оркестр «Musica viva» -
компетентный и энергичный гид по этим разнообразным партитурам, хорошо
подобранным и пронизанным прекрасным дыханием романтизма... В них присутствует
момент исторического открытия столь разных пьес, даже если вы предпочтете
одновременно устаревший и легкий шарм «Вариаций на украинскую тему» или
«Симфонии для валторн».
01/08/2008 Pierre-Tean Tribot, ResMusica.com
Classiquenews.com
Тристан Монсегюр 29.08.2008
Александр Алябьев был превосходным оркестровым
композитором, покорившим свою эпоху музыкальным талантом, близким к
россиниевскому... Виртуозные увертюры, драматический темперамент,
инструментальное чутье, пленительный почерк, отнюдь не поверхностный, как часто
кажется, замечательно преподнесенный великолепными музыкантами Musica Viva, раскрывается
на этом юбилейном диске...
Блеск и живость музыки идеально передана
музыкантами «Musica viva» (основанного Виктором Корначёвым в 1978, с 1988 им
руководит Александр Рудин), которым само название диктует энергичный и
стремительный оркестровый порыв, без всякого маньеризма преподнесенный
слушателям. В особенности в финальной сюите из балета («Волшебный барабан»),
где выразительные пружины четырех избранных сцен, данных в произвольном
порядке, приводят наконец к Увертюре, в которой можно отметить отточенную
виртуозность композиторского мастерства. Отшлифованное и породистое письмо
совершенно в россиниевском духе - веселое и блистательное, а превосходное
исполнение избавило его от поверхностности и многословия. Кроме всего прочего, ... ансамбль ...
предлагает диск с логичной программой, представляющей превосходное
обозрение музыки, созданной бароном Алябьевым...
|
|
|