родился 15 августа (4 августа) 1787 года в семье губернатора города Тобольска А.В.Алябьева, получил отличное и разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора, который был покровителем местного театра и оркестра, не пропускала, практически, ни одного спектакля и концерта. В 1796 году семья Алябьевых покинула Тобольск, в связи с назначением отца губернатором Астраханской губернии. В 1798 году А.В.Алябьев стал сенатором и президентом
Берг-коллегии, в 1800 году назначен управлять горным училищем, с 1 января 1800 года Именным Высочайшим указом в его полное ведение и распоряжение поступил монетный департамент... С 1804 года семья Алябьевых живёт в Москве, в доме на Крымской набережной, где сейчас располагается Российская книжная палата.
После домашнего образования А.А.Алябьева последовало его образование в Благородном пансионе при Московском университете, которое он, вероятно, и прошёл в период перемещения своего отца по службе. Благородный пансион при Московском университете был открыт в 1779 г. для проживания детей провинциального дворянства "на полном пансионе" и обучения их по университетской программе. Расцвет Благородного пансиона начинается с 1791 г., когда его инспектором был назначен профессор А.А.Прокопович-Антонский. По его инициативе для пансиона был приобретен и перестроен дом на углу Тверской улицы и Газетного переулка. Образование в Благородном пансионе носило энциклопедический характер с уклоном в развитие литературного вкуса и дарований воспитанников. Занятия с ними вели лучшие профессора Московского университета (особую любовь среди них снискал профессор российской словесности А.Ф.Мерзляков, автор слов песни «Среди долины ровныя…»).
Родители воспитали сына деятельным и общественно мыслящим патриотом своего Отечества.
В 1801 году А.А.Алябьев начал службу унтер-шихтмейстером 1 класса в
Берг-коллегии в Санкт-Петербурге, с 1803 года - шихтмейстером 14 класса в
Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения. В тяжелый для России период - в год наполеоновского нашествия - Алябьев добровольно поступил на военную службу и принимал участие в сражениях до конца войны. Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). Примечателен факт участия Алябьева в беспримерной по изобретательности и смелости операции по взятию Дрездена, организованной и проведенной, практически, без потерь знаменитым партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым (им тогда было, соответственно, 26 и 29 лет). Алябьев в составе русских войск вошел в Париж. Затем военная служба продолжалась в Петербурге. В 1915 году он сочинил одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк». В 1823 году Алябьев выходит в отставку в звании подполковника и переезжает в Москву.
В Тобольск А.А.Алябьев
возвратился в 1828 году уже как ссыльный, лишённый чинов, орденов и
дворянского звания. В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на
Кавказ. Оттуда он в 1833 году был направлен в Оренбург, а в конце 1830-х годов
Алябьев приехал в Московскую губернию без права проживать в Москве.
Известно, что 20 августа 1840 года в селе зятя композитора
В.М.Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы А.А.Алябьев
обвенчался с вдовой Екатериной Александровной Офросимовой (1803-1854),
урождённой Римской_Корсаковой. 24 апреля 1842 года А.А.Алябьеву, находившемуся
в столице полулегально, было предписано выехать на жительство в Коломну, куда
композитор с женой отправился 16 мая. 6 апреля 1843 года жена Алябьева,
Екатерина Александровна, подала князю Д.В.Голицыну письменную просьбу:
восстановить её мужа на службе и ходатайствовать о разрешении ему жить в
столицах. Разрешение было получено в июне. 17 июля он приехал в Москву и
остановился в доме своей жены на Новинском бульваре, где и прожил 7 лет
оставшейся жизни.
Великий русский композитор
и участник Отечественной войны 1812 года Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24 февраля
скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в
Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью
композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также её сестрой
Натальей Стрекаловой.
После смерти А.А.Алябьева его вдова часто посещала монастырь, заказывала
панихиды. В 1853 году попечением Екатерины Александровны была возобновлена
церковь у северной ограды, освящённая во имя преподобного Александра Свирского
чудотворца. Под церковью устроили усыпальницу, куда перенесли прах Алябьева. В
течение 1854 года до самой смерти Екатерины Александровны здесь ежедневно
служились молебны. Позже, очевидно, исполняя волю покойной, ежедневные службы
заказывала её воспитанница Л.В.Сорокина.
"Русская музыкальная газета" в 1901 году так описывала семейный склеп
Алябьевых: небольшое окошко, льющее скудный свет, чугунная плита на возвышении,
над плитой – распятие и несколько икон, перед ними – лампада, в стороне – обветшавшее
кресло.
Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы
композитора, его жены, отца, матери...
Формированию и развитию творческой личности Алябьева во многом
способствовало общение с обширным кругом выдающихся людей России, с которыми
он был знаком или дружил в течение длительного времени. Среди них герой
Отечественой войны 1812 года поэт и партизан Денис Давыдов, драматург
А.С.Грибоедов, актер М.С.Щепкин, врач и филолог В.И.Даль, поэт Н.П.Огарёв,
композитор А.Н.Верстовский...
В "доперестроечный" период, когда в нашей стране еще отсутствовала свобода
действий на отторжение народа от национальной культуры, практически, даже
далекий от классической музыки человек знал, что есть такой романс Алябьева
"Соловей", который в наше время прочно "захватили" колоратурные сопрано.
Романс Алябьева "Соловей" впервые был исполнен 7 декабря
1827 года в московском Большом театре солистом оперы, тенором Петром
Александровичем Булаховым, отцом известных авторов русских романсов Петра и
Павла Булаховых. Успех был ошеломляющим. Романс быстро приобрёл широкую
популярность в России и за её пределами, он вызвал волну художественных
явлений в России и в других странах. Его стали исполнять русские и иностранные
артисты, он вошёл в репертуар цыганских певцов, постоянно использовался в
качестве вставного номера в опере Россини "Севильский цирюльник"... Появилась
масса вокальных и инструментальных обработок. Например, большую известность
получили фортепианные транскрипции Глинки (1833 г.) и Листа (1842 г.), а
незадолго до своей смерти, в 1856 году, Глинка переложил в Берлине этот романс
ещё и для голоса с оркестром...
Между прочим, Алябьев обратился в своем творчестве практически ко всем
жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни,
оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная,
хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих
инструментов...). Его творческое наследие обширно и многопланово, однако,
длительное время оно ни только не было достаточно известным, но и до сих пор
сохраняется возможность новых находок.
Общее число трагедий, комедий и драм с алябьевской музыкой трудно точно
установить, поскольку имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в
афишах. Кроме того, он не мог рассчитывать и на исполнение всех своих
сочинений. Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к
шекспировским постановкам. Из предшественников и современников Глинки к
шекспировским темам однократно обращались лишь Кавос и Варламов. Еще 1820-х
годах заметным событием театральной жизни было первое в России исполнение на
русском языке драматической фантазии Шекспира "Буря". К ней Алябьев сочинил
большую арию Просперо с хором. К комедии Шекспира "Виндзорские кумушки"
композитор написал уже целый ряд музыкальных номеров - хоры, танцы,
характерный дуэт, оркестровые интермеццо и инструментальные эпизоды с
мелодекламацией. Алябьев также работал над операми "Буря" и "Волшебная ночь"
("Сон в летнюю ночь").
Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к
театральным постановкам по произведениям Пушкина - инсценировкам «Кавказской
пленницы» и «Русалки». Развернутая оркестрово-хоровая партитура Алябьева была
сочинена к московской премьере "Русалки" А.С.Пушкина в знаменитом Малом
театре, первой из постановок пушкинских произведений после смерти поэта.
Интересно также выделить музыку А.А.Алябьева к пьесе И.И.Козлова
"Безумная", драме А.Ф.Вельтмана "Муромские леса", трагедии В.А.Алябьева "Осада
Коринфа", патриотическому дивертисменту С.И.Стромилова "Русский инвалид на
Бородинском поле". По мнению специалистов, алябьевские партитуры этих пьес
представляют собой, как правило, стройную и продуманную
музыкально-драматургическую композицию развернутых номеров - увертюр, хоров,
речитативов, арий и т.д.
Исследователи творчества Алябьева называют его непосредственным
предшественником русских классиков в их работе с музыкальным фольклором, и не
только русского народа. Алябьев вёл многолетнюю работу по сбору, обработке и
публикации подлинных народных песен и инструментальных наигрышей - от русских
и украинских до кавказских и среднеазиатских. Наиболее крупным и известным его
трудом в данной области является аранжировка "Голосов украинских песен" для
сборника выдающегося фольклориста М.А.Максимовича. Естественно, народное
творчество во многом определяло и творчество самого композитора.
Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений: три
литургических цикла (две литургии и всенощное бдение), около восьмидесяти
духовных хоров, несколько хоровых концертов, гимны и торжественные танцы для
хора, а также первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a'capella
на светские темы. Большинство алябьевских хоровых произведений принадлежит, по
формальным признакам, к сфере культовой музыки, но композитор, по тем
условиям, не мог ориентироваться на церковные службы, даже если бы он не был
опальным - был определён круг авторов, чьи хоры официально дозволялось петь в
храме. Алябьев создал грандиозную Литургию до минор для светского исполнения
смешанным хором. Совершенно очевидно, что им двигал сугубо внутренний
творческий импульс. Алябьев стоял приблизительно на тех же эстетических
позициях, как Моцарт в "Реквиеме", Бетховен в "Торжественной мессе"...
Многочисленные сочинения Алябьева для камерно-вокальных ансамблей
подразделяют на три основных группы:
1)сонаты, трио, квартеты и квинтеты в
форме трёх- и четырехчастного сонатного цикла;
2) одночастные произведения
в форме сонатного allegro с медленным вступлением, построенные по образцу
театральных увертюр, но как бы в миниатюре;
3)вариационные циклы.
Творческое наследие Алябьева в совокупности его произведений может быть
охарактеризовано во многих ракурсах, но важнейшими считают два:
1. Роль
алябьевского творчества в историческом процессе становления русской
музыкальной классики;
2. Значение алябьевского творчества как
самоценного художественного явления русского музыкального романтизма.
Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры.
Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы
второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл
Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал: "Среди многих музыкальных
дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева,
имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся
раскопкам его музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и
соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским
мелодиям". И, может быть, придёт время, когда столь же авторитетный
исследователь сделает вывод, что русская классическая музыка началась не с
Глинки, как затвердил критик Стасов, а чуть раньше, с Алябьева.
Но, пожалуй, точнее было бы рассматривать их по данному вопросу в одной
связке.
Народный артист Советского Союза А.Ф.Ведерников, многие годы тесно общавшийся
с гением русской музыки Г.В.Свиридовым, сообщил, что Георгий Васильевич однажды оценил
А.А.Алябьева как великого русского композитора.
Перемещаясь по различным городам России, Алябьев проводил большую
просветительскую и общественную работу, участвуя в создании оркестров и хоров
для проведения публичных концертов, работая над повышением профессионализма и
художественного уровня военно-духовых оркестров.
Еще до ссылки Алябьев, вместе с Верстовским и Шольцем, много сил вложил в
подготовку открытия Большого театра в Москве в 1825 году (комплектование труппы,
репетиции, сочинение музыки, в частности, для символического пролога
"Торжество муз"). Алябьев помогал Шольцу в разработке проекта организации
Русской консерватории.
В заключение, очень кратко о романсах и песнях Алябьева, хотя и наиболее
развитой и исследованной области его вокальной лирики. Особое значение
романсов Алябьева во многом было вызвано личными обстоятельствами его жизни,
его трагической судьбой. Опальный композитор, принужденный долгие годы
скитаться по далеким окраинам России, был отторгнут от музыкальной жизни
русских столиц, от оперных театров, больших оркестров... При этом, он
поддерживал связь с духовно близкими ему людьми, которые помогали Алябьеву
быть, по возможности, в курсе основных культурных событий в России и в Европе.
За редким исключением, Алябьев не имел возможности слышать свои театральные,
хоровые и симфонические произведения в публичном исполнении, в то время как
романсы и песни его пелись многочисленными любителями музыки. Романс и песня -
неизменная сфера творчества композитора. Необычайно
широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее
количество романсов написано им на стихи Пушкина, Дельвига, Жуковского. К
излюбленным авторам можно отнести романтиков А.Ф.Вельтмана и И.И.Козлова,
поэта гусарской вольницы Д.В.Давыдова, Н.М.Языкова...
В 1898 году известный издатель П.Юргенсон издал Полное собрание романсов и
песен А.А.Алябьева в 4-х томах. Туда вошло 111 романсов и песен. В течение
1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич
Доброхотов осуществляет выпуск Полного собрания романсов и песен А.А.Алябьева
также в 4-х томах, предполагая вначале включение около 200 произведений. В
результате огромной поисковой и аналитической работы исследователя, получилось
около 300 романсов и песен, но туда включены также около 40
высокохудожественных обработок народных песен, а также романсы и песни из
театральных постановок, получившие самостоятельную жизнь вне этих
спектаклей.
Всё-таки пришло время "собирать камни"...
Сегодня мы имеем счастливую возможность слышать романсы и песни
А.А.Алябьева в исполнении выдающегося певца и артиста современности Народного
артиста Советского Союза, солиста Большого театра России Александра
Филипповича Ведерникова. Каждый романс или песня представляется им как эпизод,
который как бы прожит самим артистом и глубоко запал в душу. Александр
Ведерников, как никто другой, глубоко проникся любовью к творчеству Алябьева
и, естественно, считал большой радостью и долгом неоднократно бывать на родине
композитора в Тобольске с исполнением его произведений. Мы счастливы, что
удалось выпустить компакт-диск «Романсы и песни А.А.Алябьев» в таком
замечательном исполнении, которое стало значительным событием в истории
русской музыкальной культуры, доступным, благодаря произведенной записи,
широким кругам любителей музыки. Весьма отрадно, что эта запись обеспечена
Общественным фондом "Возрождение Тобольска", родного города А.А.Алябьева, к
215-летию со дня рождения композитора в год 190-летней годовщины победы России
в Отечественной войне 1812 года. Отметим, что в этой войне участвовал и
Тобольский пехотный полк, имена офицеров которого, проливших кровь за свое
Отечество, занесены на мраморные доски Храма Христа Спасителя в Москве.
Народный клуб любителей русских басов, который организовал выпуск компакт-дисков "Романсы и песни
А.А.Алябьева", подчеркивает, что исполнители произведений Алябьева (Александр Ведерников и Наталья Гуреева)
выразили готовность осуществить подготовку к записи и саму запись бесплатно. Клуб
приносит особую благодарность за обеспечение возможности выпуска компакт-дисков
гражданину Тобольска Аркадию Григорьевичу Елфимову.
Председатель Народного клуба любителей русских басов, полковник в отставке
В.А.Сидоров ------------------------------------------
------------------------------- Использованы,
в основном, сведения из 5-го тома "Истории русской музыки", авторы -
Е.М.Левашов и Т.В.Корженьянц, а также из статей исследователя М.Чусовой
и сведений от исследователя жизненного пути А.А.Алябьева И.В.Голубевой.
-------------------------------------------------------------------------
|