АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЕВ (1803-1858)
родился в Москве 4 сентября 1803 года в семье крепостного музыканта, известного в свое время
композитора Льва Степановича Гурилева. Отец в течение многих лет руководил
крепостным оркестром графа В.Г.Орлова в имении "Отрада" под Москвой.
По отзывам современников, этот оркестр был одним из лучших в начале XIX века.
Большое участие в его концертных выступлениях принимали крупнейшие музыканты
Москвы: Дж.Фильд и И.Геништа. Александр Гурилев обучался музыке под
руководством отца, с юных лет играл в оркестре на скрипке, альте. Но любимым
его инструментом было фортепиано; помимо занятий с отцом, он брал уроки у
Фильда.
В 1831 году, после смерти своего владельца,
семья Гурилевых получила возможность выйти на волю и приписаться к обществу
московской Ремесленной управы. С тех пор Александр Гурилев целиком отдается
любимой профессии, много сочиняет, выступает в концертах, дает уроки игры на
фортепиано. К этому времени относится и его знакомство с Варламовым, приехавшим
в Москву в начале 30-х годов.
Постепенно имя Гурилева становится популярным в
широких кругах любителей музыки, его романсы прочно входят в быт наряду с
народными песнями. Однако, профессия музыканта не могла дать ему материальной
обеспеченности. Всю жизнь Гурилев провел в трудных условиях и в поисках
заработка не пренебрегал никакой работой, вплоть до нотной корректуры. Последние
годы его жизни были омрачены тяжелой психической болезнью. Умер Александр Гурилев в Москве
30 августа 1868 года.
Среди двух жанров, составляющих творческое
наследие композитора, - романсов и фортепианных пьес, - первое место бесспорно
принадлежит вокальной лирике. В течение двух десятилетий активной творческой
жизни Александра Гурилева им было создано большое количество песен, романсов и
обработок подлинных народных напевов. Из них опубликованными оказались 90
авторских, оригинальных произведений и сборник "Избранных народных
песен" (1849 г.), включающих 47 образцов из песенного репертуара того
времени. Можно не сомневаться, что некоторые сочинения Гурилева до нашего
времени не дошли. Наиболее полное представление о его вокальном наследии дает
двухтомное собрание, составленное в 1982-1983 годах Е.А.Стемпневской на основе
изданий XIX века - Стелловского, Бернарда, Юргенсона, Гутхейля. Автографы
композитора сохранились в небольшом количестве, и установить точную хронологию
всех его сочинений невозможно.
Созданные им "русские песни" в
сильнейшей степени впитывают черты "романсности", а, с другой
стороны, - чисто русским песенным мелодизмом пронизаны лучшие его романсы. Ряд
его произведений написан на стихи замечательного и любимого его поэта-песенника
Алексея Кольцова, в них отразились лучшие черты художественного облика
Гурилева, созвучные таланту поэта.
Фортепианное творчество Александра Гурилева лишь
недавно получило достойную оценку. Справедливо суждение, высказанное
исследователем русской фортепианной музыки В.И. Музалевским: "Вариации
Гурилева в корне меняют представление о нем как о композиторе с ограниченными
средствами выразительности, якобы способном создавать лишь легкую фактуру,
примитивный "гитарный" аккомпанемент для фортепианных партий
романсов. Большое разнообразие гармонических приемов (вплоть до широкого
употребления диссонирующих сочетаний и свежих модуляций), свободное владение
техникой фортепианного письма, виртуозный размах дают основания для совсем
другой, более высокой и справедливой оценки Гурилева-композитора".
Искусство Александра Львовича Гурилева,
некоторый период подвергавшееся своего рода остракизму в музыкальной критике,
уже давно включено в общий процесс русской музыкальной культуры как один из
существенных этапов ее развития. Многие из его романсов стойко выдержали
испытание временем. Из книги Асафьева "Русская музыка: "...по своему
материалу и настроению, по характеру мелодики (задушевно-элегической) и умению
искренне и просто выражать чувство, Чайковский в своем романсе почти целиком
вышел из русского бытового, вернее, "домашнего" романса".
И, наконец, читаем в книге "Георгий
Свиридов. Музыка как судьба", вышедшей в 2002 году: "В музыкальной
среде полупрезрительно называются дилетанты,
а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные
образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей.
"Однозвучно гремит колокольчик", "Вот мчится тройка
почтовая", "Соловей мой, соловей", "Не шей ты мне, матушка,
красный сарафан"... Люблю русский романс доглинкинской эпохи...".
26 октября с.г. Народный клуб
любителей русских басов открыл свое 10-е собрание концертом, посвященным 200-летию со дня
рождения Александра Львовича Гурилева, по программе «Русские басы в старинном
русском романсе». Концерт состоялся в Камерном зале Московского Международного
Дома Музыки. В программу концерта включено также инструментальное сочинение
Гурилева-отца. Но в начале была сыграна Фортепианная транскрипция на темы романса
А.Г.Варламова «На заре ты ее не буди», сочиненная Александром Гурилевым в год смерти
своего друга, в 1848 году. Затем прозвучали романсы самого Александра Гурилева
под аккомпанемент гитар, как это часто было при жизни композитора.
Далее, старинные (бытовые, городские) романсы Александра
Гурилева и других русских композиторов сопровождались Камерным ансамблем
«Барокко» (художественный руководитель Народный артист России Игорь Попков).
Участвовали в концерте известные во всем мире
великолепные русские басы – Александр Ведерников, Леонид Болдин, Петр Глубокий,
Виктор Параскева, Владияр, Александр Пашкевич, Владимир Байков. Поскольку Клуб
стремится осуществлять связь поколений исполнителей русской музыки, в концерте
также приняли участие перспективные молодые басы, студенты Московской консерватории имени
П.И.Чайковского Иван Столяр и Роман Демидов. Реакция слушателей была
восторженной. Аншлаг концерта был объявлен еще за неделю до его начала. Время
не снижает интереса к такой музыке, потому что она созвучна вечным движениям человеческой души.