АЛЕКСАНДР ПАШКЕВИЧ


Лауреат премий имени Г.В.Свиридова и Ф.И.Шаляпина



   

Солист Государственной академической хоровой капеллы имени А.А.Юрлова и Ансамбля русской музыки "У камина".

   Александр Пашкевич - любимый ученик и верный друг великого русского певца Ивана Михайловича Скобцова. Он многому научился у мастера и является достойным продолжателем традиций исполнения русской народной песни, бережно воспринятых у своего Учителя.
   К 100-летию со дня рождения И.М.Скобцова Александр Пашкевич подготовил и обеспечил выпуск книги "Великая русская песня", где с большой любовью показал жизненный путь, творческий и человеческий облик  великого певца русской народной песни, высокую оценку его творчества выдающимися деятелями культуры.

    Александр Пашкевич родился в Москве и с тех пор, как себя помнит, любил петь. Его дед Федор Миронович Францев, 1887 года рождения, и мать Тамара Алексеевна всячески поощряли пение русских народных песен, а с 8 лет определили Сашу в музыкальную школу по классу баяна. С 1961 по 1964 годы Александр Пашкевич проходил службу в армии на Дальнем Востоке в войсках ПВО. И в школе, и в армии будущий певец активно участвовал в художественной самодеятельности, а в 1966 году поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, в класс сольного пения Николая Дмитриевича Панчехина, солиста Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Н.И.Немировича-Данченко. О нем как-то писали: "Панчехин - второй Борис после Шаляпина". Панчехин и познакомил Пашкевича с Иваном Михайловичем Скобцовым.
   Узнав, что Скобцов преподает пение в Певческой школе, Пашкевич пришел к нему на прослушивание и спел русскую народную песню из его репертуара "Как пойду я на быструю речку". "Э, батенька, под Скобцова работаешь. Ну прямо двойник. А вообще тембр богатый. Будем дружить", - сказал мэтр и дал свой телефон. И эта дружба продолжалась "до последних минут его жизни", как пишет Пашкевич в книге, посвященной Ивану Михайловичу Скобцову.
   С 1969 года Александр Пашкевич одновременно подрабатывал в Драматическом театре имени Пушкина рабочим сцены, осветителем, бутафором, участвовал в массовых сценах. Уже в годы учебы познакомился и общался с Борисом Штоколовым, Валерием Носиком, Борисом Романовичем Гмырей. Это много дало начинающему певцу. Знаменательный и много давший факт биографии Александра Пашкевича - общение с Г.В.Свиридовым в связи с решением вопроса о судьбе памятника Ф.И.Шаляпина, который установлен на могиле певца на Новодевичьем кладбище в Москве.
   В 1970 году Пашкевич закончил Музыкальное училище имени Гнесиных и в 1971 году поступил в "лабораторию русской песни" - хор Александра Васильевича Свешникова. Работая в хоре Свешникова, объездил всю страну от Прибалтики до Камчатки, в 1974 году -первая поездка за границу, в Японию, из которой Пашкевич привез и первый сувенир для Скобцова, изданную там его пластинку.
    Вдохновленный исполнением под аккомпанемент двух гитар русских народных песен Борисом Штоколовым, Александр Пашкевич начал выступать с теми же гитаристами, братьями Панковыми, и также имел большой успех. Впоследствии судьба свела его с другим дуэтом гитаристов, Борисом Кимом и Валерием Будяком. Пашкевич пел под дуэт гитар на радио, сделал ряд записей малоизвестных песен и романсов, участвовал в телевизионных постановках... Затем началось сотрудничество с Ансамблем русской музыки "У камина", который организовал Георгий Васильевич Хлыстов, музыкант Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова...
   Проработав в Государственном академическом хоре Советского Союза около 20 лет, в марте 1989 года Александр Пашкевич был принят солистом в Государственную хоровую капеллу имени А.А.Юрлова под руководством Станислава Гусева. В репертуаре Капеллы много русских народных песен, которые с успехом звучали не только в России, но и во Франции, Голландии, Англии, Швейцарии и других странах.

    Александр Пашкевич с энтузиазмом принял предложение Народного клуба любителей русских басов принять участие в концерте, посвященном русской народной песне и исполнить песни из репертуара И.М.Скобцова. Его исполнение этих песен отличало глубокое проникновение в сюжет песни, бережное внимание к слову, музыкальность и чувство меры. К тому же, природа наделила голос певца весьма благозвучной тембровой палитрой, которая так подходит для задушевного исполнения русских народных песен.

Репертуар, исполненный на собраниях Клуба:

22.04.01. К 100-летию И.М.Скобцова.
    Русские народные песни:
  • Над серебряной рекой...

  • Зачем сидишь до полуночи...

  • Стенька Разин (Мимо сада городского...)

  • 26.10.03 . К 200-летию А.Л.Гурилёва.

  • А.Гурилев-стихи В.В. Ее здесь нет

  • А.Гурилев-С.Любецкий. Отвернитесь, не глядите

  • А.Гурилев-А.Кольцов. Разлука

28.10.12 . К 200-летию А.И.Дюбюка
  • А.И.Дюбюк-Н.А.Некрасов. Что так жадно глядиь на дорогу?

  • А.И.Дюбюк-А.Измайлов.  Друзья, я недоверчив стал

  •