Народный клуб любителей русских басов чрезвычайно
счастлив, что на его первом собрании 11 октября 1998 года, посвященном 125-летию со дня рождения
Ф.И.Шаляпина, выступил Мужской хор «Православные певчие»
(регент – Георгий Смирнов), в котором участвовали три баса
профундо: Юрий ВИШНЯКОВ, Виктор КРЮЧЕНКОВ, Борис ЧЕПИКОВ, собранные вместе из
разных православных хоров. Мы были свидетелями единственного и незабываемого исполнения
в таком составе перед слушателями
произведения П.Чеснокова «Не отвержи мене во время старости»,
сочинённого для хора с соло басов профундо. Ранее это произведение прозвучало для записи на компакт-диск
по заказу зарубежной компании.
До некоторой поры была Россия, пожалуй, самой певучей
державой в мире, и это, с некоторой стороны, признавалось многими выдающимися
музыкантами Европы. Эта певучесть проявлялась и в церковном пении, и в быту.
Песня сопровождала всю жизнь русского человека. И никакая работа, никакое
веселье не делались без песни. Поэтому, вполне закономерно, что именно в России
появился такой уникальный хор как Придворная певческая капелла при дворе
русского царя в Санкт-Петербурге, а в нём особое явление русской певческой традиции
– басы-октависты или, как чаще в ходу, басы профундо.
Начало пути Придворной певческой капеллы можно отсчитывать
от XV века,
с хора государевых певчих дьяков. А в 1829 году прусский король отправляет в
Санкт-Петербург капитана Эйнбека со специальным
поручением: тщательно ознакомиться с деятельностью этого русского хора. В своем
докладе капитан приводит состав хора. Это 90 певцов, среди которых 50
мальчиков-певчих (25 дискантов и 25 альтов), 18 теноров и 22 баса, из которых
басов профундо – семь !
В 1834 годув
Парижской академии наук бас Иванов привел в состояние шока любопытных
слушателей и специалистов-физиологов необычайной силой и глубиной голоса,
свободно доходившего до контр-соль. Но в еще большее изумление пришли члены
комиссии по обследованию певцов Капеллы, когда обнаружили, что подобные голоса
в Капелле не являются исключением. Вот выписка из акта комиссии: «Голоса
Ильинского и Телегина-сына были похожи на рокотание грома и казались нотами
величайшего органа, от звука которого колыхался воздух и дрожал пол концертного
зала…». Сын оказался достоин Телегина-отца, похороненного на Литераторских
мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге : на его могильной плите изображается
нотный стан и всего одна нота, но какая – контр-фа !
Видимо, и исполнительская культура Придворной капеллы была
на высочайшем уровне, если даже авторитетные зарубежные музыканты оценили ее по
наивысшему разряду.
Роберт Шуман в своем дневнике: «Капелла – самый прекрасный
хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают
звуки органа, а дисканты звучат волшебно».
Восторженно отзываются об этом хоре Лист и Адан.
Исключительно интересны впечатления Берлиоза: «Мне представляется, что хор
Капеллы русского императора, состоящий из восьмидесяти певчих – мужчин и
мальчиков, - превосходит все существующие в подобном роде в Европе; он
исполняет четырех-, шести- и восьмиголосные произведения не только довольно
быстрые, усложненные всеми ухищрениями фигурированного стиля, но и медленные,
преисполненные спокойного, благоговейного настроения, а следовательно
преисполненные исключительного
мастерства как в отношении чистоты интонирования, так и в отношении умения
выдерживать длительный звук. В этом хоре попадаются такие басы, о которых мы не
имеем даже представления… Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы
в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих – это все равно, что
противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного
итальянского театра оркестру Парижской
консерватории.
… хор и исполняемая им музыка воздействуют неотразимо. От
этих неслыханных интонаций… все мои
попытки огромным усилием воли подавить волнение не приводили ровно ни к чему».
И над всеми этими
голосами – гордый за русскую музыку громогласный бас Стасова: « Где есть нынче
такой хор, как хор Придворной русской капеллы ?...».
В России и сейчас
ещё есть много прекрасных русских хоров, но ослабла их база. Нанесены
сокрушительные удары по деревне, основной носительнице
певческой традиции. Слава Богу, возрождается Русская Православная Церковь с её
великой духовной культурой. Однако в школе практически искоренены уроки
пения, и здесь немалую негативную роль сыграл композитор Кабалевский со своими «тремя
китами».
Сейчас далеко не в каждом русском хоре есть хотя бы один бас профундо.
|
|
|
|
|