В ряду величайших мировых культур РУССКАЯ КУЛЬТУРА занимает весьма значимое место, и это, тем более, относится к такому явлению как РУССКАЯ МУЗЫКА. Между тем, М.И.Глинка как-то сказал: "Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем".
      А вот как характеризует РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, немецкий филолог и музыковед Рудольф Вестфаль: "Поразительно громадное большинство русских народных песен представляет нам такую богатую, неисчерпаемую сокровищницу истинной нежной поэзии, чисто поэтического мировоззрения, облеченного в высоко поэтическую форму, что литературная эстетика, раз приняв эти песни в круг своих исследований, непременно назначит им безусловно первое место между народными песнями всех народов земного шара".

      Если профессиональная музыка - это море, то ее основа, народная музыка, - это океан. Этот океан заполняет фольклорная и духовная музыка, создаваемые веками, по существу, в процессе коллективного творчества народа, с передачей из поколения в поколение посредством устной традиции. Песни и песнопения сопровождали каждый момент жизни народа, от рождения до смерти. Они были неотъемлемым элементом быта русского человека. Основным носителем их было крестьянство. Поэтому удары по русской деревне в течение XX века разрушали и основу нашей культуры. Однако, масса энтузиастов пытается сохранить эту народную культуру. Отрадно, что существует молодежное фольклорное движение, вопреки официальной культурное политике, которая ясно видна по СМИ.
     Наши профессиональные композиторы имеют богатую основу для своего творчества. Этим, наверно, частично объясняется следующее явление периода Отечественной войны 1941-1945 годов, которое описал выдающийся русский ученый, мыслитель и историк В.В.Кожинов (1931-2001) в результате бесед с видным германским русистом Эберхардом Дикманом, бывшим во время войны членом гитлерюгенда: "В высшей степени существенен тот факт, что наша жизнь во время войны была насквозь пропитана лирическими песнями, между тем, как в Германии их или не было вообще, или они играли совершенно незначительную роль (иначе мой немецкий ровестник не мог бы их "не заметить")." К тому же, этот немец "очень полюбил наши военные песни и не раз просил напеть какую-либо из них."

Народный клуб любителей русских басов, проводя свое 5-е собрание с программой концерта "Русские басы в русской народной песне", посвящает его 100-летию со дня рождения ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА СКОБЦОВА (1900-1983), профессионального певца, солиста Большого театра России, вышедшего из народа и поднявшегося в исполнении народных песен на уровень не ниже уровня Шаляпина.
      И.М.Скобцов родился в старинном русском селе Паньжа Пензенской губернии. В 1920 году, после Пензенских музыкальных курсов бывшего красноармейца, дважды раненного и награжденного орденом Красного Знамени, пензенские музыканты командировали в Московскую консерваторию. Скобцов, по своим данным, был зачислен сразу на 2-й курс. Жить было негде и директор консерватории Ипполитов-Иванов пригласил его к себе на консерваторскую квартиру.
      В 1922 году Скобцов слушал Шаляпина на последнем его концерте в Москве. В 1924 году студент 4-го курса Иван Скобцов дебютирует в партии Грязного в опере Н.Римского-Корсакова "Царская невеста" на сцене Большого театра, солистом которого он продолжает быть по 1958 год.
      Но прославился Иван Михайлович именно как исполнитель русских народных песен и не только в России, но и в других странах. С.Я.Лемешев писал: "Особо мне хочется отметить Ивана Скобцова, моего товарища по Большому театру. Думаю, что его дарование тесно связано с глубоким пониманием народной традиции исполнения песни, ощущением народной души." Американские, французские, японские фирмы большими тиражами выпускали пластинки с записями выступлений Скобцова на концертах.
      Более подробно можно узнать о творческом пути выдающегося русского певца Ивана Михайловича Скобцова из книги "Великая русская песня", выпущенной его учеником и другом Александром Пашкевичем в 100-летнюю годовщину со дня рождения учителя.

                 

РОЖДЕНИЕ КЛУБА | CREDO | ЧТО СДЕЛАНО | ЧТО БУДЕТ | НАШИ БАСЫ | О КЛУБЕ |
КОНТАКТ | Пишите | ИНФО | НАЧАЛО | ПРОЛОГ | РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ