Из отзывов студентов о концерте
"Русские басы в старинном русском романсе",
состоявшемся 1 апреля 2007 года
:
От Московской медицинской академии им. Сеченова
Ксения Листопад
Мне очень понравился концерт "Русские басы в старинном русском романсе", на котором я побывала первого апреля. Романсы – красивые и
лиричные – привлекали меня всегда: «Тройка», «Колокольчики», «Гори, гори моя звезда»… Но их
исполнение живым голосом на сцене, под
аккомпанемент небольшого оркестра-трио, я услышала впервые, и оно запомнилось. На концерте прозвучали замечательные, глубокие по
содержанию романсы: «Не пробуждай воспоминаний», «Ожидание», «Вот на пути село большое», «Свидание
»… Все вокалисты обладают высоким
мастерством и прекрасными голосами, любой из них по-своему неповторим и выразителен, в каждой песне слышалось нечто особенное. И ещё
я поняла, что вокальную, как и в целом классическую музыку, необходимо слушать как можно чаще и во всём её разнообразии.
Елена Ромохова
Не знаю почему, но так получилось, что в детстве, когда я была ещё совсем маленькой, у меня сложилось впечатление, что опера, балет и
басы – это что-то большое, сложное, непонятное, крайне скучное. Конечно, когда я подросла и побывала на концертах классической музыки,
балете, моё мнение изменилось. Оказалось, что всё понятно, интересно и приносит множество новых красочных впечатлений. А вот с басами
дело обстояло сложнее. Мне по-прежнему казалось, что это нечто тяжёлое и почему-то грустное, хотя где-то и ощущала в том отголосок
детской предвзятости.
Поэтому, когда Инна Генриховна предложила нам пойти на концерт, я с радостью согласилась – очень хотелось узнать, что это такое - "Клуб
любителей русских басов". И мне понравилось. Очень понравилось всё: и атмосфера, и зал, и публика. Поразили чистота, открытость,
необъятность музыки и гармоничное сочетание с нею низких мужских голосов.
Романсы глубоко проникали в душу, остались в памяти, возникло какое-то удивительное, новое для меня чувство. Обычно, когда приходишь в
театр или слушаешь оркестр, то отстраняешься от мира, забываешь, что существуют ещё и проблемы, суета, страсти. А на "Русских басах"
случилось нечто иное. Концерт состоялся в воскресенье перед сложной учебной неделей, и невольно приходили мысли, что нужно учить,
выполнять задания, что я постоянно ничего не успеваю. Но, слушая романсы, я переживала то, о чём пелось, наслаждалась картинками
прекрасной русской природы и вдруг осознала, что все мои дела и проблемы будут решены, что я всё успею, и волноваться не стоит. Сумбурные,
спешащие и убегающие от меня мысли сами собой выстроились в ряд, всё стало проще и лучше.
Я довольна концертом. Спасибо всем: организаторам, певцам, музыкантам.
Елена Мамонова
Метро. Шум и гам. Люди. Стук колес. Напряжение. Выхожу на улицу с большим количеством машин и куда-то спешащих людей. Они будто бы
состязаются с бешеным ритмом мегаполиса. В назначенный час мы идём на концерт в конференц–зал Российской государственной библиотеки.
Перед входом собрался народ достаточно солидный, но встречается и молодежь, видно все-таки городу не под силу испортить всех своим
влиянием. Входим в зал, который представляет собой уютное средних размеров помещение с удобными креслами и приятным цветовым сочетанием,
ничто не беспокоит, не давит… На сцену выходит организатор концерта, это – Председатель народного клуба любителей русских басов
Сидоров Вячеслав Алексеевич. Обращается к нам естественно, так словно мы давно знакомы, и представляет сопровождающее музыкальное трио –
скрипку, фортепиано, виолончель. Звучит небольшая композиция, и затем Елена Бабичева – преподаватель Российской Академии Музыки имени
Гнесиных - продолжает ведение концерта и объявляет солиста.
По всему залу разливается спокойная мелодичная музыка и, в сочетании с проникновенно низким тембром вокалиста, она обволакивает, согревает,
успокаивает, просит не спешить, почувствовать подлинную красоту хотя бы одного мгновения жизни. Слушаешь слова, и представляются луг, поле,
заснеженная дорога, берёзки, лес, речка, парень, который идёт на свидание к девушке, резвая тройка коней… Картинки меняются с каждой новой
песней, привнося гармонию, которой нам порой так не достаёт. Благодаря живому голосу и музыкальному трио, образы становятся лишь ярче и
выразительнее. Забываешь обо всём – и о том, что тебя только что беспокоило, и о том, что куда-то вновь надо бежать и что-то не успел
завершить. Хочется продлить впечатления, навеянные русскими романсами.
К сожалению, ничто не вечно, и концерт подходит к финалу. Словно очнувшись ото сна, поначалу не воспринимаешь, что где-то рядом, за стенами
зала, живёт беспокойно-суетный город, что нам вновь предстоит погрузиться в его бешеный ритм. Приятно осознавать, что в пустынной суете
существуют небольшие оазисы, где можно раствориться душой. Большое спасибо нашему преподавателю Инне Генриховне за то, что она рассказала,
где они находятся.
Людмила Быкова
Русский романс - это нечто удивительное, уникальное, не поддающееся словесному описанию. Чтобы понять романс, его нужно услышать,
прочувствовать. Как выяснилось на этом концерте, бас великолепно передает все оттенки чувств и эмоций, которые композитор Булахов
вложил в свои произведения. Концерт собрал замечательных исполнителей.
Несмотря на то, что лишь несколько услышанных романсов мне были знакомы, я с удовольствием провела вечер в компании густых, пластичных
и проникающих в самое сердце голосов Георгия Перова, Михаила Гужова, Григория Соловьёва, Александра Ведерникова и других исполнителей.
И едва ли эти романсы звучали столь совершенно, если бы не замечательное музыкальное сопровождение «Русского Трио». Нежная,
игривая скрипка,
трагичная виолончель и элегантное фортепиано придавали романсу ту единственно верную форму, которая необходима его столь изысканному
содержанию.
Светлана Воробьёва
Признаться, до концерта я никогда не слышала русский бас. Нет, конечно же, я знала, что бас
– самый низкий мужской голос, но здесь мои познания заканчивались. И мне нужна
была своего рода проверка: сумею ли хоть немного воспринять классическую
музыку? С полной определённостью не отвечу и сейчас, хотя концерт мне, бесспорно,
понравился.
Запомнился красивый мужской голос, который звучал то нежно и ласково, то сильно и
страстно. А его воздействие на слушателя так просто не передать. Хотелось
закрыть глаза и чувствовать, как этот голос ласкает слух, проникает в душу. Голос
бархатный, шелковый… Такое ощущение не идет ни в какое сравнение с «культурой»
современной эстрады, которая, если и не режет слух, то уж точно глубоких чувств
не затрагивает. Поэтому хочется сказать Огромное Спасибо артистам за то
удовольствие, которое доставило их исполнение.
К тому же, положа руку на сердце, спрашиваю себя: сколько известнейших романсов я
слышала до концерта? Со стыдом признаю, что практически ни одного. И, скорее
всего, большая часть моих ровесников ответит так же. Но теперь я знаю, ЧЕГО
была лишена ранее. Это же часть нашего народного искусства, нашей истории! И
сейчас мне почему-то кажется, что я поднялась на одну ступеньку выше, стала
чуть-чуть взрослее.
СПАСИБО Вам, дорогие исполнители. Спасибо за то, что своим искусством Вы пробуждаете в
нас, слушателях, самые светлые, самые чистые помыслы, пробуждаете желание
стремиться к тем высотам, которые приоткрываете перед нами.
От МГТУ им. Баумана
Лопатин Олег
Надо признать, что на концерт я шел с большим предвкушением: все-таки бас – уникальный
тембр голоса, встречающийся довольно редко, а тут их целых восемь. Кроме того, на подобных живых концертах я раньше не бывал, что только
подогревало интерес.
Сама обстановка была довольно приятная: большой красивый зал, хорошее освещение, маленькая и уютная сцена. Стоит заметить, что, как и
следовало бы ожидать, людей старшего возраста на концерте было куда больше. И вот, наконец, все расселись по своим местам, выступление
начинается. Сначала вышли трое мужчин, которые аккомпанировали на разных инструментах; они сыграли вступительную ноту, которая мне
понравилась, но все же я жаждал услышать басов и… И вот они стали появляться, один за другим, а впечатления просто никакого. Если первую
часть концерта я слушал с большим вниманием, то на второй просто и откровенно меня потянуло в сон. И нельзя сказать, что исполнители не
старались или были плохо подготовлены. Нет, конечно, все проходило очень профессионально, да и без всяких там микрофонов – чистый живой звук.
Просто не цепляет. На мой взгляд, голоса практически ничем не отличались друг от друга, что только добавляло скуки. Это, скорее всего,
связано с тем, что бас – самый низкий тембр голоса, а для человеческого слуха низкие ноты мало отличны друг от друга. Репертуар тоже не
произвел особого впечатления. В конце же всего мероприятия появился басист, который сначала немного попел, а потом много-много рассказывал,
в частности, о себе. Было забавно.
В общем и целом не хочу ни в коем случае сказать, что концерт не удался или плохой. Просто лично мне он не понравился. Ни одна песня толком
не запала в душу. Все же я предпочитаю больше высокие голоса, отличия у которых явно различимы. Совершенно не жалею, что сходил: по крайней
мере, для общего развития всегда полезно.
|
|
|