Из отзывов студентов о концерте
"Русские басы - А.П.БОРОДИНУ и Ф.И.ШАЛЯПИНУ",
состоявшемся
6 апреля 2008 года
:
От Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова
Наталья Чекмарёва
Концерт русских басов оставил во мне неизгладимое впечатление. Необычайно сильные голоса исполнителей, замечательно подобранный репертуар – всё это слилось в едином,
цельном образе мощи и глубины русской души. Каждую песню вокалисты переживали заново, а слушатели присутствовали при новом, особом прочтении произведения. Особенно
запомнились арии князя Галицкого и хана из оперы Бородина «Князь Игорь». Об этом композиторе я знала мало и была приятно удивлена, что он – классик русской музыки,
один из создателей классической симфонии – окончил Медико-хирургическую академию и был известным учёным–химиком. Всё-таки талантливый человек, действительно, талантлив
во всём.
Хотя программа концерта была сложной и разнообразной – от оперных арий до русских народных песен – солисты прекрасно справились со своей задачей. Единственный недостаток,
который хотелось бы отметить, – это акустически слабый аккомпанемент для вокала такого тембра и силы. Фортепиано не держало голоса солистов, а во время музыкальных
проигрышей звучало как-то робко и неуверенно. Пение казалось порой мачтой, плывущей по морю отдельно, без корабля, без опоры, разве что на маленькой лодчонке. Правда,
это несоответствие в целом общего эстетического впечатления не испортило.
Я очень рада, что мне удалось побывать на таком концерте, и обязательно постараюсь посетить следующее собрание Народного клуба любителей русских басов.
Ксения Тарадзе
Побывав на концерте русских басов, я получила массу положительных эмоций. Мне понравился хорошо подобранный репертуар и сильный глубокий вокал. Особенно запомнилось
исполнение Романом Демидовым куплетов Эскамилио из оперы Ж. Бизе "Кармен" и русских народных песен "Вот мчится тройка почтовая", "Ах ты, душечка". Удивительно,
что в таком большом зале голос прекрасно достигал даже последних рядов, очевидно, благодаря хорошей акустике. Жаль, что не было декораций. Они бы позволили лучше
прочувствовать характер исполняемых произведений. Хотелось бы ещё раз посетить такой концерт, и при возможности пойду обязательно.
Нина Карасёва
Мне очень понравился концерт русских басов. Возможно, я получила столь яркие впечатления оттого, что раньше не бывала на концертах подобного рода.
Особенно запомнились два исполнителя – Роман Демидов и Дмитрий Степанович. Исполнение Демидова – проникновенное, глубинное, чувственное. Степанович привлёк
внимание особой харизмой. Его артистизм оставил глубокий след в моей душе. Запомнилась и его игра на рояле. Да и в целом, голоса всех исполнителей звучали
мощно, уверенно. Это высокий профессионализм. Хочется выразить благодарность всем исполнителям за их самоотдачу. Мы получили много желанных и позитивных эмоций.
"От Московского государственного технического университета им. Н.Э.
Баумана".
Анна Данилова
Слушать концерт мне было очень интересно. Когда-то читала, что бас делится на два вида: низкий и высокий (певучий), но любопытно было услышать этот голос в живом исполнении.
И оказалось, что многое зависит не только от высоты тембра, но и от мастерства исполнителя, его певческих качеств.
Особенно мне запомнился солист Московского театра «Новая опера» Роман Демидов. Он исполнил романс А. Рубинштейна
«Клубится волною…», две русские народные песни – «Вот мчится тройка почтовая» и «Ах ты, душечка».
Но самым ярким его выступлением, на мой взгляд, были куплеты Эскамилио из оперы «Кармен» Ж. Бизе. С первых нот Роман Демидов захватил внимание публики,
и сумел увлечь всех – от мала до велика. Его темпераментное исполнение вызвало восторг слушателей и море аплодисментов. Произвело впечатление и выступление
солиста Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко Дмитрия Степановича, причем не только как певца, но и как пианиста.
И насколько я почувствовала, знающие люди с нетерпением ожидали выхода на сцену Петра Новикова. Действительно, ария Кончака из оперы «Князь Игорь»
Бородина в его исполнении была превосходна, и этот заключительный номер программы, по-моему, – один из самых лучших.
Россия всегда славилась своими басами, и вызывает восхищение, что находятся энтузиасты, которые стремятся поддержать
лучшие традиции своего народа, помнят и чтут великих музыкантов, устраивают концерты. Очень важно, что есть такое объединение, как Народный клуб любителей русских басов,
призванный сохранить историческое наследие, передать его следующему поколению. И это – своеобразный памятник тем талантам, которые привнесли в нашу жизнь нечто
новое, интересное и значимое.
Максим Кононенко
6 апреля 2008 года, конференц-зал Российской
государственной библиотеки, середина воскресного дня. В зале людно, но на
удивление тихо: зрители сидят, затаив дыхание, в предвкушении действа. И вот на
небольшую сцену выходит председатель Народного клуба любителей русских басов с
рассказом о клубе и немного – о жизни и творчестве основного виновника торжества
– А.П. Бородина. Начинается концерт. Открывает его пианист Куликов – едва слышным и,
как мне показалось, скучноватым звучанием ноктюрна из
«Маленькой сюиты». Затем выступает
парадно одетый старейшина вокала Леонид Болдин, и в каждом звуке его голоса слышатся прожитые годы исполнителя. Затем на сцене появляется молодой солист Московского театра «Новая опера» Роман Демидов с ниспадающими на плечи вьющимися волосами и сходными манерами. Мастерски и с должным
трагизмом он
исполняет народную песню «Вот мчится тройка почтовая», куплеты Эскамилио из оперы «Кармен» Бизе и «Клубится волною» Рубинштейна,
временами прерываясь на красочные уходы,
возвращения, воздушные поцелуи. Тем не менее, то ли на фоне затянувшегося пролога, то ли, действительно, в силу своего мастерства Демидов благословляет пространство зала
своим красивым зычным голосом и оставляет в памяти самые лестные похвалы и продолжительные, искренние аплодисменты. С сожалением и нехотя отпускает публика солиста,
встречая сменившего его Владимира Тверского. Последний особого впечатления не оставляет, хотя впервые за концерт исполняет произведение именно Бородина –
арию Галицкого из оперы «Князь Игорь». Теперь очередь за Народным артистом Советского Союза Александром Ведерниковым, человеком в летах, но не создающим
впечатления
бренности бытия. Гениальный исполнитель радует присутствующих сразу тремя бородинскими творениями: «Из слез моих», «Отравой полны мои песни»
и «Разлюбила красна-девица»,
демонстрируя высшую степень вокального мастерства школы Большого театра. Слушатели заходятся в овациях после каждой исполненной вещи, выкрикивая «браво»
и другие
превосходные восклицания. В завершение народный артист произносит небольшую игриво-шутливую речь и закрывает первое отделение концерта.
Второе отделение вновь начинается с небольшого инструментала – звучит пьеса «В монастыре» из «Маленькой сюиты» Бородина в исполнении
лауреата международных и всероссийских
конкурсов вокалистов Дмитрия Степановича. Нельзя не отметить мастерство его фортепианного исполнения с необходимыми риторическими ударениями, должным артистизмом,
позволявшим передать драматическое настроение элегии. После недолгой паузы артист возвращается на сцену в роли певца, исполняющего «Арабскую мелодию» и
«Морскую царевну»
Бородина. И затем, после фортепианного дуэта с Куликовым (звучало «Аллегретто») – арию Аркеля из оперы «Пеллеас и Мелизанда».
Голос Степановича отличается мягкостью и
выразительностью, что в купе с артистизмом солиста выдает в нём подлинного гения. Попрощавшись с солистом Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
продолжительными аплодисментами, публика встречает
новоприбывшего баса Владимира Байкова. Солист Боннской оперы (Германия) безупречно исполняет несколько произведений Бородина, не вкладывая, как
мне показалось, особой
эмоциональности и актерской игры в свое искусство. Сменивший его Петр Новиков окунает слушателей в атмосферу «Для берегов отчизны дальней» на стихи Пушкина.
Арией хана
Кончака из оперы «Князь Игорь» солист завершает концерт. Вкрадчивый голос Новикова, казалось, пронизывает насквозь, не оставляя равнодушными ценителей самых
низких
мужских голосов. Сложная в исполнительском отношении ария Хана, созданная словно для его вокала, еще долго будет звучать где-то в глубине, заставляя возвращаться в
воспоминаниях в этот весенний день, в исторический центр нашей столицы, в эпоху Бородина.
Сергей Мединцев
Концерт, посвященный 135-летию великого русского оперного певца Фёдора
Ивановича Шаляпина, стал для меня первой попыткой приобщиться к басам.
Войдя в конференц-зал, я был восхищен простотой оформления помещения, где
проходил концерт. Вначале нам сыграли приятную меланхоличную мелодию на рояле, затем на сцену вышел солист во фраке и отточенным движением подал пианисту знак к началу.
Этот момент был для меня самым волнующим. Кажется, я всем телом задавался вопросом: «Как же звучит «живой» бас?», ведь никогда прежде мне не доводилось его слышать.
И вот через несколько секунд зал наполнился удивительно громким и низким звучанием,
но вскоре я понял, что с большим трудом улавливаю, о чём поёт исполнитель.
Удивительно, даже язык произведения не удавалось определить сразу. Могу с уверенностью сказать, что да, передо мной выступали талантливейшие люди, но искусством я
считаю творчество, которое побуждает меня к свершению чего-либо, вызывает чувство восторга, да и просто делает счастливым. Может быть, понимание этого пения приходит
с годами... Возможно, нужно было полностью прослушать оперы, отрывки из которых звучали на концерте... Не знаю... Но признаюсь, что по дороге домой я тысячу раз
повторял: «О, дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!»
Павел Бычков
Впечатление, которое произвело на меня выступление русских басов, я считаю очень внушительным. Никогда не думал, что когда-нибудь мне придётся слушать в библиотеке
оперные арии. Хотя нет ничего невозможного для такого, вероятно, самого просвещенного культурного центра Москвы.
На сцену выходили вокалисты, и пространство зала озарялось глубинными певческими голосами. Возможно, не любой сможет воспринять этот тембр, так же как и звуки органа.
Но при прослушивании возникает некое могучее чувство – богатырское, необъятное и всеохватывающее. Внушительность подачи песен, их художественная неповторимость,
безусловно, приковывают внимание слушателей. Попав однажды на концерт басов, публика стремится посещать их вновь и вновь.
Конечно, нужно развивать такой вид искусства на государственном уровне: концерты в лучших залах мира и т.п. Но, с другой стороны, за масштабностью мероприятий может
исчезнуть особое обаяние камерности вокала, задушевности звучания русского баса…
Билет на выступление вполне доступен по цене и студентам, и пенсионерам, что, конечно же, способствует общению и просвещению людей разного возраста и достатка.
Очень важно приобщать людей к истинному искусству, отвлекая тем самым от всего поверхностного и фальшивого. Это важно и для будущего России, и для каждого персонально.
Иван Дзева
Концерт мне очень понравился. Было торжественно, необычно, очень профессионально и народно. Особенно впечатлил Народный артист СССР Александр Ведерников.
У него потрясающая энергетика, которой, я думаю, он смог зарядить всех присутствующих в зале. Также огромный восторг вызвали куплеты Эскамилио из оперы
Ж.Бизе «Кармен» в исполнении Романа Демидова. Интересно было и место проведения Собрания, поскольку слова «Библиотека им. В.И.Ленина», наверное, известны
далеко за пределами Москвы.
Евгений Николаев
В этот вечер я впервые был в знаменитой Российской государственной библиотеке. Да и басы слушал тоже первый раз в жизни. Зал поразил воображение своей красотой.
И вот начался концерт. Первым на сцену вышел один из старейших исполнителей, и было видно, что поёт он с душой. Правда, он не всегда справлялся с вокалом – голос
иногда дрожал, но мне очень понравилось его выступление. Потом пели басы помоложе. Их голоса восхищали! Действительно, приятно слушать такое исполнение.
И акустика на высоте! Правда, в этом проявился и минус – было хорошо слышно разговоры на соседнем ряду. Народ обменивался мнениями, но моих впечатлений от концерта
это не омрачило. С удовольствием пошёл бы ещё!
Максим Костин
“Музыку создает народ, а мы, художники, ее только аранжируем”.
М.И.Глинка
Как известно, самые большие проблемы в любом деле возникают на старте, и мне в очередной раз не удалось обойти этот эмпирический закон: трудности возникли
уже с выбором эпиграфа. Результатом долгих поисков стали слова М. И. Глинки. На мой взгляд, это высказывание наиболее точно характеризует классическую музыку России,
и в особенности – русские басы, ведь музыка – часть культуры. И точно так же, как Италия со своими тенорами, Австрия – с композиторами, Россия славится басами. Наверное,
со времен Шаляпина бас остается своеобразной визитной карточкой России.
В этом можно усмотреть и некую символичность. Возможно, лишь этот голос в полной мере способен выразить всю ширь русской души, такой же необъятной, как и сама Россия.
Не представляю, как еще можно показать одновременно и величие, и силу, и некую скрытую печаль, столь свойственные нашему характеру. По-моему, бас – это самый русский,
самый народный голос, который только можно помыслить.
Если говорить о самом концерте, то достаточно сказать просто – превосходно. Это определение касается и организации, и собственно музыки. Музыка превзошла все самые смелые
предположения. Даже абсолютно не разбираясь в классике, можно было получить немалое удовольствие. Остаться равнодушным, думаю, не мог никто. Меня поразили красота и
сила голосов, яркость исполнения – такого великолепия я просто не ожидал, и, признаюсь, находился в состоянии легкой эйфории. Хотелось подпевать исполнителям,
закрыть глаза и слушать, не отрываясь. Очень понравились все произведения, однако особо выделю арию Галицкого в исполнении В. Тверского и песню
“Вот мчится тройка почтовая” в исполнении Р. Демидова.
Отдельно стоит отметить организаторов, их, надо думать, титанический труд. Приятно, что до сих пор находятся люди, не жалеющие своих сил ради искусства, и
вдвойне приятно, что таких людей не единицы.
|
|
|