ЕСТЬ СЧАСТЬЕ НА ЗЕМЛЕ

Газета «Уваровская жизнь» № 26-27 (9728-9729),                                                             26 февраля 2003 года. 

 

Год 2003-й для Ивановки особенный. Он связан с юбилеями двух выдающихся русских музыкантов - 130-летием со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова и Фёдора Ивановича Шаляпина. 14 февраля в концертном зале музея-усадьбы состоялся музыкальный вечер.

 

Есть нечто таинствен­ное и завораживающее в этих местах. Проходишь по тропинкам парка, любу­ешься первозданной кра­сотой природы, утопающей в белом снегу. И сквозь оголённые ветви деревьев вырисовывается дом, где жил и творил великий ком­позитор. Сегодня здесь со­брались любители класси­ческой музыки на концерт московских исполнителей. Перед его началом высту­пил председатель Тамбов­ского отделения Межреги­онального Шаляпинского центра А.М.Белкин.

- Имена великих рос­сиян Сергея Васильевича Рахманинова и Фёдора Ивановича Шаляпина, -сказал Андрей Михайло­вич, - часто произносятся вместе, они' стоят рядом в музыкальной культуре прошлого века. Этих лю­дей объединяет высочай­шее мастерство и стрем­ление отразить в своём творчестве образ России, исторические судьбы и черты характера русских людей.

Ведущая программы режиссёр-кинодокументалист В.А.Федорченко. Вера Андреевна родилась на Украине. В 1968 году закончила Всесоюзный Государственный инсти­тут кинематографии по классу Льва Владимиро­вича Кулешова. Среди её работ - документальные фильмы о Джавахарлале Неру, Радживе Ганди. В 1991 году она сделала фильм о Ф.И.Шаляпине -«Россия мне снится ред­ко». В подарок Ивановке Вера Андреевна привезла книгу Бориса • Никитина «Сергей Рахманинов. Фёдор Шаляпин». Это инте­ресное исследование о жизни и творчестве двух знаменитостей, о крепкой дружбе, связывавшей их на протяжении 41 года.

 - Мы ступили на зем­лю, где творил Сергей Васильевич Рахманинов, - сказала В.А.Федорченко. - Знаменательно, что происходит это в дни 130-летия со дня рожде­ния Ф.И.Шаляпина.

В книге Бориса Ники­тина есть такие строки:

«О вокальном искусст­ве Шаляпина что гово­рить? Уже столько сказа­но, столько слышано... Не меньше написано и о его актёрском таланте. Но было в Шаляпине ещё что-то не поддающееся словесному выражению. Чтобы почувствовать это, надо было его видеть и слышать.

Послушать ещё кое-как можно на пластинках. Некоторые удачные запи­си, несмотря на несовер­шенство техники того времени, действительно поражают. Записи отрыв­ков из «Бориса Годунова» или каватины Алеко поз­воляют даже представить жесты и мимику Шаляпи­на - настолько этот гений своим голосом умел за­хватить слушателей. Го­ворили, будто слушая его в концерте, хочется ­ущипнуть себя и убедить­ся, что видишь все про­исходящее не во сне. Кроме от природы поста­вленного голоса и актер­ского таланта у Шаляпина было много других спо­собностей.

Великолепная память и музыкальное дарование давали ему возможность знать наизусть не только свою роль в опере, но и роли всех остальных уча­стников, а также всю пар­титуру. Он, как и его друг Сергей Васильевич Рах­манинов, слышал в орке­стре каждый инструмент и фальши не прощал ни оркестрантам, ни певцам, ни дирижёрам. При Ша­ляпине спектакли шли, как правило, превосход­но. А если ещё дирижировал Рахманинов, то это становилось настоящим торжеством оперного ис­кусства».

За роялем - Андрей Шибко. Зал замирает при первых аккордах. Звучат произведения, вошедшие в сокровищницу русской музыкальной культуры. Это «Венгерская рапсо­дия №12» Ф.Листа, пьесы из балета П.Чайковского «Щелкунчик» в обработке М.Плетнёва, «Мазурка», «Революционный этюд», «Баллада №2» Ф.Шопена, марш из оперы С.Про­кофьева «Любовь к трём апельсинам»...

Родился Андрей в Минске. Заниматься музыкой начал с шести лет. Учился в лицее при Белорусской академии музыки, потом - в Московской консерватории им.П.И.Чайковского в классе профессора В.В.Кастельского. Здесь же окончил аспирантуру. В 1992 году Андрей стал лауреатом Всесоюзного конкурса «Молодые таланты», про­ходившего во Владимире. Пианист - обладатель двух премий на Международных конкурсах - в Эри (США, 1995) и в Порто (Португалия, 1998). 2000-й год - 3-я премия на Международном конкурсе в Цюрихе (Швейцария). Музыкант выступал с симфоническими оркестрами разных стран, гастролировал в Германии, США, Японии, Италии, Португалии, Швейцарии.

И вновь слово предоставляется Вере Андреевне Федорченко. Её рассказ - о встрече Рахмани­нова и Шаляпина в Ки­словодске в 1916 году, о выступлениях Фёдора Ивановича на сценах Пе­тербурга, Уфы, трижды он пел в Тамбове. В июле всё того же 1916-ого (кстати, лето тогда выда лось скверным, почти ни один день не обходился без дождя) Сергей Ва­сильевич после пребыва­ния на Кавказе приехал в Ивановку. Здесь он за­канчивает три романса -«Ночью в саду у меня», «К ней» и «Крысолов».

В ивановской усадьбе Рахманинов создал ро­манс «Вчера мы встрети­лись» на слова Я.Полон­ского. Это произведение звучит в концертном зале Ивановки в исполнении солиста Государственно­го Академического Боль­шого театра Михаила Гу-жова. Голос певца пора­зил приятным тембром, сам он - артистизмом и личным обаянием. Миха­ил преображается на гла­зах: сначала перед нами -Дон Базилио из «Севиль-ского цирюльника» Рос­сини, его сменяет герой-любовник Дон Жуан, а вот - страстный Алеко из «Цыган» или злой искуси­тель Мефистофель из «Фауста»...

Думаю, не случайно в репертуаре Гужова ока­зался оомянс Рахманинова «Судьба» на слова Апухтина. Как известно, он посвящен Шаляпину. Вспоминается высказы­вание Сергея Васильеви­ча о том, что на его твор­чество влияют поэзия, красота и величие приро­ды. «И, конечно, любовь, любовь - никогда не ос­лабевающий источник вдохновения. Она вдохно­вляет как ничто другое. Любовь становится сти­мулом для расцвета ин­теллектуальной энер­гии...». Затаив дыхание, слушаем певца: "Судьба, как грозный часовой, повсюду следует за нами. Но есть же счастье на земле. ... Однажды, полный ожиданья, с восторгом юным на челе пришёл счастливец на свиданье..."
По просьбе слушате­лей певец исполнил ро­манс «Гори, гори, моя звезда». Было интересно узнать, что Михаил Гужов - выпускник Московской государственной консер­ватории по классу про­фессора А.А.Лошака. В течение нескольких лет он солировал на сцене академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. С 1998 года выступает в Большом театре, поёт ведущие басовые партии. В их числе - Царь Египта («Аида» Верди), Малюта Скуратов и Собакин («Царская невеста» Рим-ского-Корсакова), Пимен («Борис Годунов» Мусорг­ского), Кончак («Князь Игорь» Бородина) и дру­гие. Михаил - лауреат ме­ждународных конкурсов имени С.ВРахманинова и Н.А.Римского-Корсакова, премии имени Ф.И.Шаля­пина.

Время встречи проле­тело незаметно. Было много цветов, слов бла­годарности... Поздравля­ли директора музея Але­ксандра Ивановича Ерма­кова с престижной награ­дой - золотой медалью и дипломом лауреата, пре­мии Фонда Ирины Архи­повой. После концерта мы обменялись мнениями с заслуженным работни­ком культуры России Т.А.Мальцевой.

- Выступления велико­лепные, - сказала Таисия Андреевна.- Виртуозная игра Андрея Шибко, бар­хатный бас Михаила Гу­жова порадовали до самой глубины души.

Подхожу к группе ребят. Они рассматривают автографы, сделанные артистами. Надежда Харькова, Андрей Попов, Евгения Полякова живут в Ивановке, в этом году они заканчивают одинна­дцатый класс. Девочки говорят:
- Мы учились в музы­кальной школе по классу фортепиано. О таком уровне исполнения мож­но только мечтать!

После концерта для гостей Ивановки состоя­лась экскурсия по залам музея. Александр Ивано­вич Ермаков увлекатель­но говорил о творчестве Сергея Васильевича Рах­манинова и его друга Фе­дора Ивановича Шаляпи­на...

                                                                                                                         Валентина КОБЗАРЬ.



 

| главная | репертуар | дискография | вокал | фотогалерея | пресса |



ПРОЛОГ | НАЧАЛО | РОЖДЕНИЕ КЛУБА | CREDO | ЧТО СДЕЛАНО | ЧТО БУДЕТ
НАШИ БАСЫ
| О КЛУБЕ | ИНФО | КОНТАКТ | ПИШИТЕ
|
РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ