О вокальном цикле на стихи Анны Ахматовой, созданном
всей самой жизнью композитора Вячеслава Волкова, уроженца города Вольска
Саратовской губернии
В 1989 году, в 100-летний юбилей со дня рождения А.Ахматовой, издательство
"Советский композитор", Ленинградское отделение, выпустило исследовательские
очерки "Анна Ахматова и музыка" музыковедов Б.Каца и Р.Тименчика с
нотографией Б.Розенфельда.
В книге называются около 15-ти композиторов, которые до 1930 года
обращались к творчеству А.Ахматовой. После этого отмечена затяжная пауза,
которая согласуется с воспоминаниями поэтессы: "... в 1924 году меня
перестали печатать".
"В течение долгих лет",- пишет Б.Кац, - "обращение
композитора к ахматовскому тексту заведомо обрекало будущее сочинение на
небытие: как исполнение, так и публикация практически исключались".
В подтверждение предположения Б.Каца о
возможном пополнении публикуемой нотографии неизвестными сочинениями, в данной
статье приводятся сведения о семи романсах на стихи А.Ахматовой
композитора Вячеслава Ивановича
Волкова (1904- 1980 г.г.), не вошедших в публикацию Б.Каца.
Можно утверждать, что поэзия А.Ахматовой сопровождала всю творческую
жизнь композитора.
В родном городе Вольске 18-летний В.Волков на рукописи своего первого
романса на стихи А.Ахматовой "Настоящую нежность не спутаешь" ставит
дату сочинения 21 мая 1923 года. Заметим, что его учеба композиции у
М.Ф.Гнесина еще не началась.
22-летний студент-гнесинец Волков сочиняет еще два романса на стихи
А.Ахматовой "Не любишь, не хочешь смотреть" и "У меня есть улыбка
одна". Оба они написаны по приезде в Вольск. На рукописи последнего из них
есть надпись "Гале Дегтяревой в воспоминании о сероглазом с крапинками
человеке хотя бы когда-нибудь. Вячеслав Волков." Эти два романса помог
подготовить к изданию известный композитор А.Фаттах.
А.Фаттах и
В.Волков имели дружеские отношения и искренне почитали творчество друг друга.
Четвертый романс на стихи "Я на солнечном восходе про любовь
пою..." ("Песенка") появился в 1929 году. Этот романс и романс
"Настоящую нежность не спутаешь..." помог подготовить к изданию и
исполнению пианист и композитор Михаил Петухов.
Следующий романс появился в 1930 году опять в Вольске и очевидно, что
толчок его сочинению дала потеря любимого человека. Кроме даты, об этом говорит
и выбор стихотворения А.Ахматовой "Разлука": "Вечерний и
наклонный передо мною путь. Вчера еще, влюбленный, молил: "Не позабудь".
А нынче только ветры...". Романс "Разлука" помог подготовить к
изданию композитор О.Эйгес, который был связан с В.Волковым давней дружбой.
В 1966 году уходит из жизни А.Ахматова и появляется рукопись романса
на стихи "Говори, говори..." болгарской поэтессы Елисаветы Багряна в
переводе А.Ахматовой . Однако, эта рукопись долго лежит в архиве композитора и
лишь в 1978 году он делает вторую редакцию романса и подготавливает его к
изданию.
Среди записок В.Волкова, с пометкой "70 г.", имеется стихотворение, происхождение которого
неясно, хотя композитор иногда делал некоторые поэтические опыты:
"Вы написали не мало.
О Вас - бесконечно много.
Теперь, когда Вас не стало,
Крикните, где Вы? - у Бога?
Вы были и холод, и зной,
Женщиной самой известной.
Вы были такой земной,
Но, еще больше, небесной."
Последнее свое произведение, седьмой романс на стихи А.Ахматовой
"Я улыбаться перестала", В.Волков сочиняет 13 августа 1979 года. Уже
содержание стиха отражает внутреннее состояние композитора - он тяжело болен и
ему остается жить чуть более полугода. Этот человек любил и жизнь, и людей.
" Я ухожу, но мне не хочется", - произнес он такие слова в
присутствии дочери незадолго до смерти. Чувствуя это, он поспешил и успел
подготовить и этот романс к изданию.
Оба последних романса на стихи А.Ахматовой в 1981 году были сданы в
издательство "Советский композитор" уже автором этих строк в надежде,
что они когда-нибудь будут опубликованы. При реорганизации издательства в
период перестройки эти и другие ноты В.Волкова были утеряны.
Между тем, все семь романсов на стихи
А.Ахматовой уже исполнены. Впервые познакомили
слушателей с романсами "Я улыбаться
перестала" и "В полусне (Говори, говори...)" заслуженная
артистка Латвии Людмила Янсон и пианист Владимир Панарин на своих концертах в
Москве ( в зале детской музыкальной школы N 10) и в бывшем Ленинграде (в музее-квартире
Н.А.Римского-Корсакова). Эти романсы получили жизнь также в записи на
авторскую грампластинку, выпущенную фирмой "Мелодия" в 1990 году, в
исполнении солистки Большого театра СССР заслуженной артистки России Нины
Лебедевой и пианистки Евгении Чеглаковой.
Первое
исполнение романса "Разлука" осуществили солистка Мосгосфилармонии
Татьяна Виноградова и пианистка
Лидия Селивохина 26 марта 1990 года во Всесоюзном Доме комозиторов.
Весь цикл романсов на стихи А.Ахматовой был впервые исполнен солисткой
Московской государственной филармонии заслуженной артисткой России Наталией
Михайловой и пианисткой Ольгой Ефремовой в 1994 году в Клубе любителей музыки
г. Одинцово Московской области (1 октября) и в Московском Доме композиторов (4
декабря) на концертах, посвященных 90-летию со дня рождения композитора.
И вот, к 100-летию со дня рождения В.И.Волкова, весь его цикл на стихи А.Ахматовой был
исполнен Мариной Поплавской, обладательницей сопрано божественной красоты, на
ее сольном концерте из произведений В.И.Волкова в Доме-Музее К.С.Станиславского
в Москве, а также записан для компакт-диска. До этого артистка уже исполняла
произведения В.Волкова в Московском доме композиторов. Это были романсы
В.Волкова на стихи А.Пушкина и Е.Боратынского, а также обработки русских
народных песен. Партию фортепиано исполняла Елена Клыпина, концертмейстер Российского молодежного театра, лауреат
Международного конкурса «Искусство XXI
века».
В.Сидоров